Ведущие европейские рынки вчера частично отыграли случившееся накануне резкое падение фондовых рынков. Фондовые индексы на европейских биржевых площадках выросли в диапазоне от 2 до 3%. Свою роль сыграла не только обычно случающаяся после масштабного обвала техническая коррекция, но и ожидавшееся объявление Федеральной резервной системой (ФРС) США новое резкое снижение базовой процентной ставки. На таком фоне российские фондовые индексы вели себя намного пассивнее. До середины дня индексы РТС и ММВБ то вырастали, то уходили в минус на 0,5%, и лишь после 16.00 их рост чуть превысил 1%. Впрочем, это не мешает инвесторам и чиновникам считать Россию «тихой гаванью».
Нежелание российских фондовых индексов поддержать высокие темпы общеевропейского восстановления после прошедшего накануне масштабного падения можно частично объяснить неуверенностью в поведении зарубежных инвесторов после того, как ФРС объявит размер снижения базовой ставки. Аналитики предсказывали, что ставка будет снижена сразу с 3% до 2%. Добавило негатива и резкое – на 4,5% падение фьючерсов на нефть, которая вместе с газом входит в число ведущих статей российского экспорта.
Несмотря на сложности с восстановлением фондового рынка, Россия по-прежнему считается «тихой гаванью» для зарубежных инвесторов, по крайней мере на фоне других стран BRIC – Бразилии, Индии и Китая. По опубликованным вчера компанией EPFR Global данным, несмотря на все пертурбации, иностранные инвесторы вложили в российские фонды с начала года около 1 млрд. долл. За это же время из фондов, ориентированных на другие страны BRIC, они вывели около 6 млрд. долл. В частности, отток средств из фондов, ориентированных на Бразилию, составил 579 млн. долл., Индию – 1,1 млрд. долл., Китай – 4,6 млрд. долл. Так что в любом случае российский рынок для иностранных инвесторов пока выглядит более привлекательным, чем рынки других стран BRIC.
Между тем «тихая гавань», которой называют Россию западные инвесторы, может в одночасье перестать быть таковой, учитывая высокую долю на российском фондовом рынке компаний энергетического сектора и нестабильность мировых цен на нефть. С начала года нефть постоянно дорожала, а в понедельник ее цена даже достигла рекорда в 111 долл. за баррель, однако рецессия американской экономики, в близком наступлении которой уже мало кто сомневается, может резко изменить картину. Основания для таких опасений уже имеются. По результатам вчерашних торгов на бирже NYMEX в Нью-Йорке котировки апрельского фьючерса на нефть WTI упали на 4,1% до отметки в 105,68 долл./барр. За сутки цена нефтяной смеси марки Brent с максимальных дневных отметок 108 долл./барр. показывала падение даже на 8 долл., опускаясь в ходе торгов до 100 долл.
По мнению экспертов, выводы западных экспертов относительно привлекательности российского рынка неудивительны – на фоне дорожающих энергоносителей Россия, обладающая наибольшим экспортно-сырьевым потенциалом среди стран BRIC, выглядит привлекательнее. Если инвестор стоит перед выбором вложения средств в развивающиеся страны, то инвестиции в российские бумаги сейчас более предпочтительны. Однако сырьевая зависимость может обернуться серьезным недостатком в условиях внезапного изменения мировой конъюнктуры. «Мировой фондовый рынок сегодня нестабилен – если экономический рост США серьезно замедлится, это отразится на всех рынках, в том числе и на российском, – считает директор департамента привлечения инвестиций компании «2К Аудит – Деловые консультации» Ален Розенталь. – Если за этим последует падение цен на энергоносители, российские бумаги ожидает серьезный обвал и иностранные инвесторы уйдут с рынка в первую очередь». С этим мнением в целом согласен и руководитель аналитического управления ИК «Велес Капитал» Михаил Зак. «Внешняя конъюнктура пока выглядит неплохо, – отмечает аналитик. – Однако если рецессии в США избежать не удастся, спрос на нефть серьезно снизится и она может подешеветь до 70–80 долл. за баррель». Прогнозировать, как глубоко упадут тогда ведущие мировые рынки, сегодня сказать сложно, но, как считает эксперт, российские фондовые площадки упадут неизбежно.