Грядущая смена власти в Кремле вызывает повышенный интерес у иностранцев, бизнес которых в той или иной степени связан с нашей страной. В четверг в Берне прошло заседание Совета по сотрудничеству Швейцария–Россия, в центре внимания которого оказались российские выборы и перспективы развития нашей экономики в новых условиях. В приватных беседах представители банковского сообщества признавались, что обсуждают в своих кругах возможные пертурбации при передаче президентских полномочий от Владимира Путина к Дмитрию Медведеву и вызванные ими перспективы бегства российского капитала за рубеж, в том числе в банки Швейцарии и Лихтенштейна.
Организаторы заседания Совета по сотрудничеству Россия–Швейцария приложили максимум усилий, чтобы придать этому мероприятию как можно более политкорректный характер. Президент совета – цюрихский адвокат Вернер Штауффахер – во вступительной речи призвал швейцарские СМИ, которые, по мнению большинства выступавших, излишне критично относятся к российским политическим реалиям, снизить накал критики в адрес России, сделав скидку на молодость российской демократии.
Гвоздем программы должно было стать выступление директора Института экономики переходного периода Егора Гайдара, который, как следовало из розданной повестки заседания, должен был рассказать об экономических рисках переходного периода передачи власти от Владимира Путина к Дмитрию Медведеву. Учитывая непростые отношения Гайдара с российскими властями, видимо, для большей объективности, за несколько часов до открытия заседания в том же конференц-зале Совет по сотрудничеству организовал выступление главы думского комитета по международным делам Константина Косачева.
Как и следует члену президиума «Единой России», Косачев заявил об объективном характере победы на президентских выборах Дмитрия Медведева, ее пользе для обеспечения стабильности в стране и зрелости российской демократии. Он также призвал меньше критиковать Россию, чтобы не вызывать негативной ответной реакции вроде мюнхенской речи Владимира Путина. Выразил надежду на как можно более долгое плодотворное сотрудничество тандема Медведев–Путин и вообще сообщил, что Путин – это первый после Петра I российский лидер, уход которого с высшего поста не сопровождается преданием его анафеме. О том, что Ленина, Сталина и Брежнева стали массово критиковать только через месяцы, годы и даже десятилетия после окончания их правления, а поначалу массово оплакивали, рассказывать швейцарцам Косачев не стал.
Вопреки розданной повестке Егор Гайдар, на выступление которого пришло в три-четыре раза больше людей, чем присутствовало на предварявшем заседание докладе Косачева, не стал вдаваться в анализ рисков передачи власти от Путина к Медведеву. Он представил публике не менее интересный, но уже хорошо известный в России доклад о состоянии мирового рынка и перспективах экономполитики страны. Из него вытекает, что экономика России постепенно диверсифицируется, снижая свою зависимость от экспорта энергоресурсов и металлов. Но недооценивать влияние на нее экспорта сырья нельзя. Сумеет ли Россия более или менее благополучно пережить возможный кризис на рынке сырья в связи с замедлением мировой экономики, зависит от того, какую экономическую политику будут проводить власти, смогут ли они пойти на непопулярные меры, в частности сокращение бюджетных расходов, в том числе и социальных.
Все заседание совета так и прошло бы в спокойном, политкорректном ключе, если бы председательствующий на нем бывший спикер одной из палат парламента Швейцарии Эрнст Мюлеманн после нескольких собственных реплик о несправедливости швейцарских СМИ, излишне жестко критикующих молодую российскую демократию за ошибки, вдруг сам не задал Егору Гайдару два острых вопроса. Его интересовало, почему же все-таки Москва отказалась от такого завоевания демократии, как выборность губернаторов, и почему экс-премьера Михаила Касьянова не допустили к президентским выборам. Ответ Гайдара поверг ползала в шок. «Это вы меня спрашиваете? – вопросом на вопрос ответил Гайдар. – Мне сегодня сообщили, что у нас с демократией все хорошо. Мою дочь сегодня утром арестовали как раз за то, что она протестовала против тех несправедливостей, о которых вы упомянули...» Завершающим аккордом заседания стали дружные аплодисменты зала под пожелание Гайдару, чтобы его дочь как можно быстрее освободили из-под ареста.
По окончании заседания совета в приватных беседах представители банковского сообщества Швейцарии сообщили «НГ», что они внимательно следят за состоянием российской экономики и развитием политической ситуации. В том числе обсуждают возможное увеличение притока капитала из нашей страны в случае, если передача власти от Владимира Путина Дмитрию Медведеву будет сопровождаться какими-либо потрясениями. По словам цюрихского банкира Кирилла Эшера, во многих швейцарских банках работают аналитики, оценивающие подобные риски, если же их познаний и усилий не хватает, то к подобным оценкам привлекаются специалисты со стороны.
Банкир из Лихтенштейна, известного сверхлиберальным банковским и налоговым законодательством, попросив не упоминать его имени и названия его банка, рассказал, что многие банки в Швейцарии и Лихтенштейне либо уже создали, либо создают у себя департаменты по работе с клиентами из Восточной Европы и России. При этом не каждый банк готов работать с действующими и бывшими политиками. «Если потенциальный клиент засветился в политике, хотя бы на уровне депутата местного совета, то я откажу ему в открытии счета в нашем банке, в то же время есть банки, в которых созданы специальные департаменты по работе с такими клиентами», – сообщил банкир.
Впрочем, по его словам, на капиталы из России пока приходится лишь 15% оборота его банка, основные клиенты по-прежнему – граждане Германии. При этом в последние полгода, пожаловался банкир, поток из России стал меньше, чем был ранее. Россияне, по его словам, знают, что легально перевести деньги так, чтобы это не стало известно Центробанку, нельзя, поэтому в политически нестабильный период часть из них перестали переводить деньги в Швейцарию и Лихтенштейн, опасаясь, по его мнению, обвинений на родине в нелояльности.
Отметим, что эта информация не совсем сочетается с данными российского Центробанка, согласно которым сумма денежных переводов в Швейцарию во второй половине 2007 года более чем вдвое превысила показатели первого полугодия. Всего российские граждане перевели в прошлом году на счета в Швейцарию 2 млрд. 586 млн. долл. При этом в первом и втором кварталах этот поток составил 527 млн. и 240 млн. долл., в то время как в третьем и четвертом кварталах – 1 млрд. 150 млн. и 625 млн. долл. соответственно.
Как бы то ни было, количество российских граждан, посещающих, к примеру, Лихтенштейн, по словам почетного консула России в этой стране Маркуса Бюхеля, оценивается примерно в 10 тысяч человек в год. Учитывая, что в отличие от той же Швейцарии в этом карликовом государстве нет ни аэропорта, ни особых достопримечательностей, ни горнолыжных курортов, можно без боязни ошибиться сказать, что многие россияне едут сюда именно в банки, кто-то проверить старые, а кто-то – открыть новые счета.
Цюрих–Берн–Вадуц