Глава «Газпрома» Алексей Миллер уступил напору украинских коллег.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Победу по итогам прошедших вчера переговоров между руководством «Газпрома» и «Нафтогаза Украины» может праздновать украинская сторона. Отдельные спорные моменты, оставшиеся за рамками подписанного соглашения о развитии отношений в газовой сфере, еще предстоит согласовать, но главное требование Киева – оплачивать в текущем году поставки газа по цене в 179,5 долл. за тысячу кубометров – выполнено. К тому же доля «Газпрома» на внутреннем рынке Украины вместо запланированного ранее увеличения сократится на 15%.
Посредник в лице «УкрГазЭнерго» перестанет существовать 1 апреля, при этом доля «Газпрома» на внутреннем украинском рынке сократится с 25 до 10%.
К достижению Москвы можно отнести лишь устранение на время угрозы срыва поставок европейским потребителям, а также согласие «Нафтогаза» оплатить дополнительные объемы газа, потребленного в январе–феврале текущего года, по базовой цене в 315 долл. за тысячу кубометров. Правда, оплачивать это топливо Украина будет не деньгами, а бартером – вернув России 1,4 млрд. кубометров. В соответствии с соглашением, подписанным главой «Газпрома» Алексеем Миллером и руководителем «Нафтогаз Украины» Олегом Дубиной, «с марта по декабрь 2008 года в Украину будет поставлен газ центральноазиатского происхождения в объеме не менее 49,8 млрд. кубометров по цене 179,5 долл. за тысячу кубометров. Покупателем газа на границе с Украиной будет НАК «Нафтогаз Украины». При этом поставки центральноазиатского газа в январе–феврале в объеме 5,2 млрд. кубометров будут полностью оформлены и оплачены по контрактам, ранее заключенным с монополистом-экспортером «РосУкрЭнерго» и монополистом-импортером «УкрГазЭнерго», который власти Украины распорядились ликвидировать. В то же время переговоры по условиям поставки газа в Украину в 2009 году и в последующие годы будут продолжаться «с учетом складывающейся конъюнктуры закупочных цен центральноазиатского газа».
В утешение «Газпрому» досталось право его дочерней или аффилированной с ним компании «ежегодно осуществлять прямые поставки газа промышленным потребителям Украины в объеме не менее 7,5 млрд. кубометров».
Впрочем, в «Нафтогазе» пока не спешат праздновать победу и не комментируют достигнутые договоренности, так как переговоры, по данным компании, продолжаются. Как отметил в разговоре с «НГ» замруководителя управления по связям с общественностью украинской компании Илья Савин, сторонам предстоит урегулировать целый ряд вопросов, в частности, у кого на границе будет покупать газ «Нафтогаз Украины». То есть вопрос о создании совместного предприятия – СП-1 – пока формально не закрыт.
Опрошенные «НГ» аналитики сдержанно оценивают преимущества, которых в итоге добилась та или другая сторона. По словам аналитика Собинбанка Михаила Занозина, победу все-таки логичнее праздновать Киеву, который в результате добился выполнения большей части своих условий. «При этом «Газпром», по крайней мере на этот год, избавлен от опасности срыва поставок своего газа европейским потребителям, – считает эксперт. – Это немаловажно для монополии, если учесть, что 89% российского газа идет в Европу по территории Украины». Кроме того, если оба посредника – и «РосУкрЭнерго», и «УкрГазЭнерго» – будут ликвидированы, это можно будет считать личной победой украинского премьер-министра Юлии Тимошенко, которая последовательно и жестко отстаивала свою позицию по этому вопросу. Те 7,5 млрд. кубометров, которые «Газпром» сможет продавать украинским промышленным потребителям, – объем незначительный. «Но дело в том, что эти потребители – единственные, кто не получает дотаций от правительства, и цена газа для них гораздо выше, чем для населения, – поясняет Занозин. – Так что и на этих объемах «Газпром» сможет неплохо заработать».
«Главный выигрыш «Газпрома» заключается в том, что, по всей видимости, удалось решить проблему реэкспорта газа, – поясняет, в свою очередь, директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. – Напомним, что «РосУкрЭнерго», принадлежавшее «Газпрому» и украинским бизнесменам Дмитрию Фирташу и Ивану Фурсину, поставляло часть газа в Европу. А еще ранее, до начала работы этого посредника, «Нафтогаз Украины» имел право экспортировать около 6 миллиардов кубометров газа в год». Это мешало «Газпрому», отмечает эксперт, так как украинская компания работала на рынке Восточной Европы, поставляя газ в Венгрию и Польшу, то есть туда же, куда и «Газпром». «Получив в свое время 50% акций «РосУкрЭнерго», «Газпром» стал контролировать украинский реэкспорт, а теперь о праве «Нафтогаза Украины» на экспорт ничего не сообщается», – говорит Правосудов.
Несмотря на соглашение, в ближайшее время сторонам придется вести не менее трудные переговоры о новых ценах, учитывая недавнее решение Казахстана, Узбекистана и Туркмении перейти с 2009 года на среднеевропейские цены поставляемого ими топлива. По мнению экспертов, в нынешних условиях предельный уровень газовых цен, который сможет выдержать украинская экономика, – около 240 долл. за тысячу кубометров. Хотя эта цифра весьма условна, при очередном увеличении социальных расходов, на которые Тимошенко не скупится, и эта цена может оказаться неприемлемой. В этом случае Киев может привести в действие свой набор компенсационных мер, которые уже озвучивались: резкое увеличение ставок за транзит российского газа по своей территории, увеличение платы за аренду объектов Черноморского флота, повышение ставок за хранение газа в украинских подземных газохранилищах (ПХГ) и т.д. Правда, впереди почти год, так что время для поиска компромиссного решения остается.