Аргументы Андриса Пибалгса вряд ли подействуют на представителей ОПЕК.
Фото Reuters
Сегодня в Вене пройдет очередное заседание ОПЕК, на котором будет принято решение оставить квоты на добычу нефти для входящих в эту организацию 13 стран на нынешнем уровне, или их повысить, чтобы сбить очередной скачок цен на топливо, которые вот уже несколько дней держатся на отметке выше 100 долларов за баррель. Накануне заседания ОПЕК еврокомиссар по вопросам энергетики Андрис Пибалгс выступил с устрашающим прогнозом. По его мнению, нельзя исключать, что к 2011 году баррель нефти подорожает до 200 долл. Эксперты связывают столь пессимистичное заявление с желанием Пибалгса повлиять на позицию ОПЕК с целью убедить организацию увеличить добычу нефти и считают маловероятной возможность такого ценового скачка.
В интервью испанскому изданию El Economista Пибалгс пояснил, что, когда он пришел в Европейскую комиссию в 2004 году баррель стоил 52 долл. и с тех пор подорожал уже в три раза. «Мы не можем исключать, что в 2011 году он будет стоить 200 долларов, – подчеркнул еврокомиссар. – То, что я сказал, – отчасти шутка, но это не должно было бы стать сюрпризом для нас». Пибалгс также напомнил, что когда три года назад инвестиционный банк Goldman Sachs прогнозировал цену в 100 долл. за баррель, все восприняли этот прогноз тоже как шутку.
Напомним, что цена нефти впервые превысила 100 долл. за баррель в начале января, а в последние дни надежно закрепилась выше этого психологического уровня – в понедельник она вновь достигла исторического пика в 103 долл. Сегодня в Вене участники стран – экспортеров нефти, на которые приходится 40% ее мировой добычи, должны обсудить сложившуюся ситуацию и принять решение, будут ли меняться объемы добычи. Еврокомиссия, по словам Пибалгса, надеется, «что ОПЕК покажет, что мы не останемся без нефти и что в среднесрочной и долгосрочной перспективе есть возможность увеличения добычи, поскольку рынки очень нервированы». При этом он попытался предвосхитить события, заявив, что увеличение добычи на 500 тыс. баррелей в сутки сегодня уже недостаточно.
В свою очередь, руководство ОПЕК нынешнюю ситуацию кризисной не считает, хотя и прогнозирует дальнейший рост цен. В понедельник президент организации Шакиб Хелиль не исключил, что цена барреля нефти способна подняться в ближайшее время до 110–120 долл.: «Если в США будут продолжать политику снижения учетной банковской ставки, а курс доллара продолжит падать, то это приведет к расширению спекуляций на мировом нефтяном рынке, что вызовет взлет цен на нефть».
По мнению опрошенных «НГ» экспертов, страшный прогноз Еврокомиссии не окажет влияния на членов ОПЕК и не заставит их увеличить квоты на добычу нефти. При этом уровень цен в 200 долл. за баррель им кажется маловероятным. «Мировая экономика просто не переварит такую стоимость черного золота, поскольку производство при таких ценах станет нерентабельным, – считает управляющий партнер компании «2К Аудит – Деловые консультации» Иван Андриевский. – В случае подобного роста мировую экономику ожидает не то что кризис, а глубокая кома». В этой связи, по его мнению, можно предположить, что темпы роста цен на нефть в ближайшее время замедлятся.
С ним согласен и главный экономист ФК «Уралсиб» Владимир Тихомиров. «Действительно, если смотреть на динамику роста цен на нефть, которая за последние 12–13 месяцев подорожала почти в два раза, то уровень в 200 долларов – уже не за горами, – поясняет эксперт. – Но я не разделяю такую оценку. Сегодня нефть толкает вверх бегство средств с фондового рынка в сырьевой сектор, то есть рост ее цены обеспечен в большой степени за счет спекулятивного капитала. Однако такая ситуация не может продолжаться долго, так что не исключено, что уже в этом году финансовые власти США и Европы будут вынуждены пойти на повышение ставок рефинансирования. В этом случае темпы роста нефтяных цен замедлятся и они начнут снижаться – не будет удивительно, если во второй половине этого года они достигнут уровня в 60–70 долларов за баррель».
Что же касается России, то для нее высокие цены – вопрос неоднозначный. «С одной стороны, увеличивается приток средств в бюджет страны и компаний – экспортеров энергоресурсов, – поясняет Тихомиров. – С другой – создается сильное инфляционное давление. Но самое главное – сверхдоходы от продажи сырья негативно сказываются на целеустремленности власти к каким-либо серьезным структурным реформам в экономической сфере. В самом деле – когда есть огромный приток прибыли, есть соблазн увеличивать расходы и тем более нет необходимости в каких-то преобразованиях. Если говорить кратко, то в этом случае России обеспечены более высокие темпы инфляции и более низкие темпы экономического роста».