В пятницу Беларусь и Украина подписали контракт на разработку проектной документации для строительства первой белорусской АЭС. Об этом сообщил первый вице-премьер белорусского правительства Владимир Семашко. Участие украинцев в разработке проекта АЭС, по мнению российских экспертов, увеличивает шансы российских атомщиков на победу в тендере.
«Наше сотрудничество в вопросе строительства АЭС – это уже не в области прожектов. Мы подготовили контракт с «Киевэнергопроектом». Это один из четырех основных институтов еще во времена СССР», – заявил Семашко после подписания контракта. По его словам, Украина, располагающая 15 энергоблоками, является очень мощной державой «в смысле мирного атома» и накопила «очень большой опыт, может быть, больший, чем у россиян, в части строительства энергоблоков поколения 3+». Он пояснил, что украинская сторона поможет Беларуси выбрать конкретную площадку под строительство АЭС, поможет в разработке тендерной документации по выбору генерального подрядчика, а также, не исключено, поставит для АЭС часть оборудования. «Объект обойдется в 3–4 миллиарда долларов, поэтому оборудование может поставляться от нескольких поставщиков», – сказал белорусский чиновник, подчеркнув, что украинское оборудование зарекомендовало себя конкурентоспособным по ценовому фактору и качеству.
Со своей стороны, первый вице-премьер украинского правительства Александр Турчинов заявил, что, возможно, две страны будут сотрудничать и в вопросе утилизации ядерных отходов, добавив, что этот аспект потребует дополнительного обсуждения. В свою очередь, Владимир Семашко назвал вопрос утилизации ядерных отходов щепетильным и непростым и требующим соответствующего мониторинга. Он не исключил, что Белоруссия и Украина смогут взаимовыгодно сотрудничать в этом вопросе, а в перспективе «может быть диверсификация поставок ядерного топлива», напомнив, что «мировая практика предполагает, что вопросом утилизации ядерных отходов занимается поставщик ядерного топлива».
«Окончательное политическое решение» о строительстве первой белорусской АЭС было принято на заседании Совбеза Беларуси 15 января этого года. Ранее Владимир Семашко заявил, что площадка для строительства АЭС будет выбрана весной, а конкретное место дислокации самой станции будет определено к концу 2008 года. «В настоящее время рассматривается несколько площадок для строительства АЭС, в том числе Кукшиновская и Краснополянская в Могилевской области», – пояснил чиновник.
Начальник рыночного анализа Собинбанка Александр Разуваев считает этот контракт примером нормального сотрудничества двух стран, которым не помешали различия в политической ориентации их руководства. «Рост цен на нефть и газ неизбежен, и строительство АЭС – это мировая тенденция. Предполагается, что к 2011 году внешний и внутренний рынок станет для «Газпрома» равнодоходным и попытка со стороны Белоруссии приготовиться к энергетическому шоку является разумным шагом», – сказал аналитик, добавив, что украинское оборудование для строящейся АЭС действительно обойдется белорусам дешевле, чем российское.
Как пояснила «НГ» пресс-секретарь «Атомстройэкспорта» Ирина Есипова, в договоренностях между Белоруссией и Украиной речь идет о самом первом этапе, в рамках которого Киев поможет Минску подготовить проектную документацию на проведение тендера. И лишь затем на ее основе в соответствии с принятой международной практикой Тендерный комитет объявит и проведет сам тендер, в котором могут принять участие компании из разных стран. Его победитель и станет сооружать первую белорусскую АЭС. По ее словам, «Украина действительно производит отдельные позиции атомного оборудования». Впрочем, Есипова напомнила, что «Атомстройэкспорт» является единственной в мире компанией, которая в 2007 году построила и сдала за рубежом энергоблоки по проекту 3+. Речь, в частности, идет о двух энергоблоках Таньванской АЭС в Китае, где «Атомстройэкспорт» намерен построить еще два энергоблока аналогичного типа. Неофициальный источник в Росатоме подчеркнул, что «у французской компании «Арева» и американской «Вестингауз» есть проекты 3+, но «Атомстройэкспорт» единственная референтная компания, которая реально за последние годы сооружала такие станции».
В любом случае, если украинцы рассчитывают на использование своего оборудования на белоруской АЭС, они заинтересованы в победе в тендере «Атомстройэкспорта». Украинские и российские ядерные технологии в отличие от французских и американских происходят из одного источника – ядерной промышленности СССР и рассчитаны на использование совместимого друг с другом оборудования. «Процесс строительства является очень длительным и комплексным, и без российского вмешательства при строительстве белорусской АЭС дело не обойдется», – считает Александр Разуваев.