Еще совсем недавно зарубежные эксперты с пренебрежением называли отечественный флот «постсоветским» и имели для этого определенные основания.
В 90-е годы и в первой половине текущего десятилетия в российских военно-морских хрониках преобладали отчеты о массовых списаниях и утилизации обветшавших кораблей и подлодок, замены которым не поступало. Нечасто радовала глаз информация об успешном ремонте и модернизации боевых единиц флота советской постройки. И уж совсем большой редкостью были сообщения о достройке боевых кораблей, заложенных или спроектированных в последние годы существования СССР.
Но теперь оснований для скепсиса у иностранных специалистов нет. В середине ноября 2007 года состоялась госприемка корвета «Стерегущий», построенного на «Северной верфи» по проекту 20380. В конце декабря «Стерегущий» успешно совершил последний контрольный выход в море для проверки работы всех систем, механизмов и оборудования. И вот сейчас, с момента подъема Андреевского флага на корме новейшего корабля, корвет официально входит в боевой состав ВМФ России.
Корвет проекта 20380 «Стерегущий» успел заслужить прекрасную репутацию еще во время его постройки на «Северной верфи». Специалисты загодя оценивали его как корабль, способный изменить современные представления о морском бое.
Между тем на санкт-петербургской «Северной верфи» сегодня строятся еще несколько корветов проекта 20380, головным кораблем которого является «Стерегущий». Поскольку имя корабля стало легендарным во время Русско-японской войны, то и место строительства весьма символично. «Северную верфь» заложили в 1912 году как Путиловскую верфь, она была призвана восстановить российский флот после Порт-Артурской и Цусимской трагедий. Сегодняшняя позиция руководства «Объединенной промышленной корпорации», с состав которой входит «Северная верфь», – не допускать поражений в принципе. Поэтому корпорация готова активно модернизировать свои судостроительные мощности, чтобы создавать не только военные корабли, но и современные специализированные суда для освоения континентального шельфа РФ. Существует одобренная рядом специалистов концепция создания мощной объединенной верфи корпорации именно на базе «Северной верфи». К 2011 году предприятие планирует начать строительство первого судна для перевозки сжиженного природного газа, и до 2020 года верфь намерена построить 20 таких газовозов.
А корабли проекта 20380, серию которых возглавил «Стерегущий», являются универсальными боевыми единицами, способными решать различные задачи – от поиска и уничтожения подводных лодок до нанесения ракетных ударов по боевым кораблям противника и огневой поддержки морского десанта.
В проект внедрен 21 патент и выдано 14 свидетельств о регистрации программ для ЭВМ. Активно применялась технология «стеллс»: стремительный и одновременно приземистый силуэт корабля обусловлен соображениями маскировки. Дело в том, что «сглаженные» надстройки «Стерегущего» созданы из радиопоглощающего стеклопластика, что делает корвет незаметным для противника как визуально, так и при использовании радиолокаторов.
У проекта 20380 имеется экспортный вариант – проект 20382 «Тигр». На третьем Международном военно-морском салоне в Петербурге, прошедшем в конце июня 2007 года, «Тигр» был продемонстрирован зарубежным делегациям и вызвал у потенциальных инозаказчиков огромный интерес. Уже во время работы салона начались переговоры о строительстве корветов пр. 20382 в интересах ВМС ряда стран Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии.
По оценкам зарубежных специалистов, у кораблей пр. 20382 нет и в обозримом будущем не появится конкурентов в их классе на глобальном рынке вооружений. Поэтому экспортный потенциал корветов «Тигр» иностранные источники оценивают очень высоко – от нескольких миллиардов до 2–3 десятков миллиардов долларов.
«Россия не утратила способность строить военные корабли и будет строить столько надводных кораблей и подводных лодок, сколько необходимо для обеспечения безопасности страны, делая основной упор на оснащении их самыми совершенными оружием и системами», – заявил бывший главнокомандующий ВМФ РФ адмирал флота Владимир Масорин.