Владимир Путин и Дмитрий Медведев вчера провели итоговое заседание Совета по национальным проектам. За три дня до выборов действующий глава государства дал высокую оценку деятельности своего преемника, заявив о решении поставленных в рамках нацпроектов задач. Но гору проблем в социальной сфере, как выразился глава государства, все равно не разгребли. Нацпроекты в будущем скорее всего превратятся в нацпрограммы. Кто будет нести политическую ответственность за их исполнение – будущий президент или будущий премьер, – история умалчивает.
Главу государства в Александровском зале БКД на этот раз не встречали словами «президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин». Собравшиеся лишь приветствовали действующего хозяина Кремля вставанием. Заметим, что заседание Совета пропустили кандидаты в президенты Зюганов и Жириновский. Источник в Кремле утверждает, что соперников Медведева приглашали. «Но они не пришли», – констатировал чиновник.
Во вступительной речи Путин заявил, что подавляющее число задач в рамках выполнения нацпроектов выполнено. «Мы смогли по самым принципиальным позициям вернуть доверие к власти», – сказал Путин. При этом он подчеркнул, что инфляция не связана с нацпроектами – все макроэкономические показатели были просчитаны.
Вчера на заседании Совета много говорилось о достижениях – росте рождаемости, уменьшении смертности, увеличении доли ипотечного кредитовании, газификации и постройке сотен тысяч квадратных метров жилья. Но меры, которое проводило государство в последние два года, были не системными, а «точечными». Именно это слово употребила глава Минздравсоцравития Татьяна Голикова, говоря о результатах реализации нацпроекта «Здоровье». «Будучи значительным, он представляет собой точечные действия», – заявила министр, которая в апреле собирается защищать докторскую диссертацию по межбюджетным отношениям. И это касается не только здравоохранения. «В рамках нацпроекта по жилью мы раскручивали спрос, не занимаясь предложением», – признал в беседе с корреспондентом «НГ» один из высокопоставленных чиновников.
Путин предложил присутствующим ответить на несколько ключевых вопросов, среди которых – какое продолжение будет у нацпроектов и как использовать опыт нацпроектов для проведения новой социальной политики. Источник в Кремле рассказал «НГ», что национальные проекты скорее всего превратятся в национальные программы, в рамках которых государство должно консолидировать усилия по реформированию социальной сферы. Эти программы будут «совершенно по-другому финансироваться». Кроме того, по словам собеседника «НГ», в рамках выполнения 12-летнего плана развития страны до 2020 года, программная часть которого была обнародована Путиным на недавнем расширенном заседании Госсовета, будут введены этапы, к окончанию которых нужно прийти с конкретными результатами. Скорее всего, говорит собеседник «НГ», это будет «четырехлетка», сопоставимая по времени с президентскими сроками.
А кто конкретно будет нести политическую ответственность за выполнение новых задач, вчера узнать не удалось. Совет по нацпроектам возглавляет президент, а премьер даже не входит в его состав. Заметим, что в Совете по спорту и подготовке к зимним Олимпийским играм глава правительства руководит ключевым рабочим органом – президиумом Совета.
Именно этот человек будет нести ответственность за самые болезненные реформы. Кандидат в президенты Дмитрий Медведев вчера упомянул об изменении системы финансирования медицинских учреждений и необходимости введения так называемых медико-экономических стандартов. По мнению первого вице-премьера, необходимо определить, «сколько стоит та или иная медицинская услуга». Должна быть создана конкурентная среда для оказания всех медицинских услуг. Законодательная база для переведения медицинских учреждений со сметного финансирования на принцип «деньги за услугу» уже подготовлена. Фактически ее реализация означает в целом реформу бюджетной сферы, которая неизбежно будет сопровождаться лишением рабочих мест малоэффективных специалистов.
Вторая задача, которую так и не смог решить Медведев и которую ему теперь предстоит решить, – борьба с коррупцией при выделении жилищных участков под застройку. И здесь неизбежно столкновение с региональными и местными элитами.
Министр регионального развития Дмитрий Козак вчера предложил один из рецептов, с помощью которых возможно заставить местные власти не только осваивать федеральные деньги, но эффективно их тратить: «Самое главное правило предоставления субсидий – показатели эффективности предоставления средств не по объемам освоенных средств, а по количеству ввода жилья и по количеству выданных ипотечных кредитов». По его словам, в рамках подготовки программы по развитию страны до 2020 года разрабатываются механизмы по вовлечению в оборот для жилищного строительства неиспользуемых сельскохозяйственных земель.
Детально разработанную программу развития страны на ближайшие 20 лет, составной частью которой будут меры совершенствования в медицине, образовании, жилищном строительстве и демографии, предстоит, по словам собеседника «НГ» в Кремле, принять новому правительству. Но ответа на вопрос о том, как и за счет чего будут финансироваться структурные социальные реформы, пока нет. Между тем уже сейчас в Белом доме и Кремле идут споры вокруг основных идей, высказанных Путиным в начале февраля. В частности, о масштабах и сроках реформы одного из основных бюджетообразующих налогов – НДС. Его снижение до 12% оценивается экспертами в 800 млрд. руб. потерь для бюджета ежегодно.
Глава Экспертного управления Кремля Аркадий Дворкович вчера рассказал «НГ», что и Кремль и Минфин ведут независимые расчеты и решение может быть принято в марте. О сокращении госрасходов параллельно с проведением налоговой реформы речи идти не может, считает один из высокопоставленных российских чиновников, напоминая о том, что деньги нужны не только на социальную политику, но и на модернизацию армии. По его мнению, надо говорить о консолидированном решении всех органов власти – возможности распечатать Резервный фонд для покрытия бюджетных потерь при проведении налоговой реформы.