Ли Мен Бак обещал избирателям ужесточить политику по отношению к КНДР.
Фото Reuters
Приход к власти в Южной Корее нового президента Ли Мен Бака может осложнить российским железнодорожникам реализацию проекта по присоединению Транскорейской железной дороги к Транссибу. Ли Мен Бак пришел к власти на волне обещаний занять более жесткую позицию по отношению к Северной Корее. Не исключено, что его политическая позиция приведет к охлаждению отношений между двумя корейскими государствами, что отодвинет реализацию совместных проектов, в том числе и по объединению железных дорог с целью перевалки по ним грузов между Европой и Восточной Азией.
В составе официальной делегации России, приехавшей в Сеул на прошедшую в понедельник инаугурацию нового президента Южной Кореи Ли Мен Бака, был включен приморский губернатор Сергей Дарькин. Кроме формального повода – отметиться на торжествах по случаю вступления в должность нового главы соседнего государства, у него был и прагматический интерес – краевая администрация обеспокоена, чтобы Ли Мен Бак не похоронил идею присоединения Транскорейской железной дороги к Транссибу.
Еще не успели высохнуть чернила на документах, подтверждающих намерения сторон, а проект оказался в подвешенном состоянии. Напомним, в конце января российская делегация провела в Северной Корее переговоры о восстановлении 52-километрового участка Транскорейской магистрали, который соединит российский поселок Хасан и северокорейский порт Раджин. Пхеньян открыл этот порт для захода иностранных судов, и российская сторона предложила свою помощь в строительстве в Раджине современного логистического центра по обработке контейнерных грузов. По оценке экспертов, затраты РЖД составят порядка 2,5 млрд. долл. Это предварительные расчеты, точный порядок цифр станет известен летом, когда будут завершены работы по подготовке проектной документации и проведена экспертиза стоимости строительства.
Прямой выход к незамерзающим портам Кореи – давняя мечта топ-менеджеров РЖД. Их не смущает, что тем самым создается конкурент незамерзающим портам на юге Приморского края. «Всем работы хватит. Российские и корейские порты будут перерабатывать разные грузы, не конкурируя друг с другом», – заверил «НГ» высокопоставленный чиновник в составе российской делегации. Однако складывается впечатление, что в данном случае РЖД спешит предложить свои услуги, опасаясь, чтобы грузопотоки с Корейского полуострова не перехватил соседний Китай. На этом направлении РЖД рассчитывает ежегодно зарабатывать до 3 млрд. долл.
Сеул не исключает своего участия в этом проекте, однако ставит его реализацию в прямую зависимость от выполнения Пхеньяном шестистороннего соглашения о приостановке своей ядерной программы. В контексте принятых решений 11 декабря 2007 года Северная и Южная Кореи возобновили железнодорожное сообщение, прерванное более полувека назад. Первый товарный состав из 12 вагонов пересек демилитаризованную зону, разделяющую полуостров в районе 38-й параллели. Приход Ли Мен Бака, ратующего за жесткую позицию по отношению к Пхеньяну, может кардинально изменить ситуацию. В таком случае Транскорейская магистраль опять превратится в тупик и РЖД вместо прибыли понесет убытки. Смущает еще один момент – почему РЖД решило связаться с Раджином, коль скоро основной поток грузов будет из Южной Кореи. Логичнее было бы отправлять эти грузы сразу по железной дороге, не перегружая их в северокорейском порту.