Принятое во второй половине 2007 года рядом крупных российских компаний решение перенести сроки первичного размещения (IPO) своих бумаг на биржах из-за поразившего мировые финансовые рынки кризиса ликвидности не смогло испортить общие результаты года. В ходе IPO компании из России, Украины и Казахстана установили рекорд, разместив акции на 34,3 млрд. долл. При этом 2008 год, несмотря на углубление мирового финансового кризиса, обещает стать еще более успешным. К такому заключению пришли эксперты консалтинговой фирмы The PBN Company в третьем ежегодном обзоре «Пионеры IPO», презентация которого прошла вчера в Москве.
Еще в начале 2007 года некоторые финансовые аналитики утверждали, что отныне акции российских компаний не будут покупаться и компании в расчете на успех должны будут предложить инвесторам что-то исключительно интересное. Действительно, многие сделки по размещению были по разным причинам отменены. Но негативные оценки, вызванные этими громкими объявлениями об отсрочках, в целом лишь создали неверное представление о реальных тенденциях на рынках капитала.
По словам главного управляющего The PBN Company Питера Некарсулмера, результаты третьего аналитического обзора «Пионеры IPO» с данными двух аналогичных докладов объединяет то, что все они превосходят самые радужные ожидания экспертов. Динамика впечатляет: если в 2005 году в ходе IPO компании из стран СНГ привлекли 6,5 млрд. долл., то в 2006 году эта цифра возросла до 22 млрд., а по итогам 2007 года – достигла 34,3 млрд. долл., из которых на российский бизнес пришлось 29,4 млрд. долл. В результате в прошлом году в рамках IPO российские компании привлекли больше средств, чем компании из какой-либо другой европейской страны, обогнав соответственно Великобританию (22 млрд. долл.), Германию (11 млрд. долл.) и значительно отстающие от них Италию (5,8 млрд. долл.) и Францию (4,9 млрд. долл.).
Впечатляющие итоги последнего года, по мнению экспертов PBN, свидетельствуют о том, что российские компании стали глобальными игроками на рынках акционерного капитала, продемонстрировав, что они достаточно развиты, чтобы выдерживать потрясения на мировых рынках, и поэтому являются сравнительно «надежной гаванью» для международных инвесторов, ждущих отдачу от вложения своих средств.
Другим верным признаком растущей зрелости рынков стран СНГ является тот факт, что теперь свыше 81% поступлений от IPO реинвестируются в бизнес по сравнению с 35% и 46% в 2006 и 2005 годах. Как подчеркнул старший вице-президент PNB Стюарт Лисор, прежде проведение IPO рассматривалось как возможность для олигархов получить деньги за свои доли, но теперь ситуация изменилась и компании предпочитают вкладывать полученный капитал в свое развитие. «Изменилась и структура компаний, выходящих на IPO. Раньше они в основном представляли сырьевой сектор, но теперь такие компании, как «М-Видео», которые создавались практически с нуля, представляют новое лицо России, – уточнил Стюарт Лисор. – Их собственники не захотят продавать свой бизнес, так как условия их работы достаточно комфортны».
В 2007 году в ходе IPO преобладали компании финансового сектора, на долю которого пришлось 52% всех привлеченных средств, тогда как компании сырьевого и горнодобывающего секторов привлекли только 15% от всех поступлений в отличие от 56% в 2005–2006 годах. На третье место вырвались компании из сферы недвижимости, привлекшие в 2007 году 14% всех ресурсов против 2% годом ранее. Конечно, отчасти преобладание финансового сектора стало следствием мировых рекордов, установленных в 2007 году в ходе IPO Сбербанка (8,8 млрд. долл.) и ВТБ (8 млрд. долл.), но уже очевидно, что в ходе будущих IPO банковский и другие несырьевые секторы будут также достойно представлены, что свидетельствует о диверсификации российской экономики.
При этом результаты анализа показывают, что компании, прошедшие листинг на внутренних биржах, показывают лучшую динамику, чем компании, прошедшие листинг за рубежом. Совокупная рыночная капитализация российских компаний, прошедших листинг на местных торговых площадках, увеличилась к концу года на 16% в отличие от результатов Альтернативного инвестиционного рынка (AIM) и главного рынка (Main Market) Лондонской фондовой биржи, на которых совокупная рыночная капитализация всех компаний из СНГ снизилась на 1% и выросла на 5% соответственно. Как единственное разочарование эксперты отметил слабый выход на рынок в прошлом году, вопреки всем заявлениям, компаний из электроэнергетики. Однако вице-президент PBN Том Блэквелл выразил мнение, что в будущем году рост таких размещений более чем вероятен, добавив, что «по опыту известно», что информацию о скором выходе на рынок капиталов менеджмент электроэнергетических компаний «скрывает до последнего дня».
По словам Питера Некарсулмера, тенденции на мировых рынках имеют сегодня два вектора развития. Если рынки развитых стран растут «со скоростью улитки», то, напротив, развивающиеся рынки демонстрируют очень высокие темпы роста. Он отметил, что в 2007 году рынки стран СНГ проявили очень большую устойчивость к кризису ликвидности, который, начавшись летом 2007 года, обвалил мировые финансовые рынки, а как уточнил Том Блэквелл, эксперты были удивлены, как быстро Россия преодолела его последствия. «Кризис спровоцировал массу отсрочек IPO, но уже в сентябре они возобновились, и за последние четыре месяца компании из России выручили на них средств больше, чем за всю историю размещения с 1996 по 2005 год», – отметил эксперт.
Питер Некарсулмер считает, что Россия теперь является частью мировой экономики, а значит, «больше не имеет иммунитета против глобальных кризисов, однако он ожидает, что в 2008 году ее экономика будет «демонстрировать контрфазу» тенденциям в экономике стран G7 и, в частности, США, где нарастает опасность рецессии».
«В 2008 году ожидается около 40 размещений компаний из России и стран СНГ, общий объем привлеченных средств по которым составит около 40 миллиардов долларов», – заявил Том Блэквелл, добавив, что в общем объеме будущих размещений значительно вырастет доля Украины и в меньшей Казахстана, тогда как доля России несколько сократится. Данное обстоятельство эксперт объяснил тем фактом, что в Украине и в Казахстане, привлекшем почти 3,8 млрд. долл. в ходе IPO в 2007 году, «все только начинается» и компании этих государств проходят ту фазу развития, которую российский бизнес миновал 2–3 года назад.