Период, когда весь или почти весь газ из Центральной Азии поставлялся на внешние рынки исключительно через территорию России, подходит к концу. Страны региона активно ищут альтернативы российскому маршруту, что позволит им занять более жесткую позицию в вопросах формирования цены на транспортируемый через Россию газ. В пятницу в Ашхабаде был официально объявлен победитель тендера на строительство туркменского участка газопровода в Китай. Пикантность ситуации состоит в том, что транзитную монополию «Газпрома» доверено разрушить его дочерней компании «Стройтрансгаз».
В субботу туркменские газеты опубликовали постановление, в котором президент страны Гурбангулы Бердымухамедов разрешил госконцерну «Туркменгаз» заключить с ОАО «Стройтрансгаз» контракт по строительству туркменского участка газопровода в Китай. Получив доступ к туркменскому газу, Пекин разрушит монополию «Газпрома» на транзит и поставки газа из региона. До сих пор основные объемы туркменского газа – около 50 млрд. кубометров в год – направлялись в Россию и в Украину и 7–8 млрд. кубометров – в Иран. Кроме того, Пекин получит дополнительные аргументы для торга с «Газпромом» о цене газа, который концерн планирует в будущем поставлять в КНР по газопроводу «Алтай».
«Стройтрансгаз» выиграл контракт на 395 млн. евро на строительство туркменской части газопровода Малай–Багтыярлык диаметром 1420 мм и протяженностью 188 километров. Компания также создаст установку по очистке и осушке газа и газоизмерительную станцию. Эта инфраструктура станет одним из звеньев проекта строительства газопровода в Китай, соглашение о котором было подписано в апреле 2006 года первым президентом Туркменистана Сапармуратом Ниязовым и председателем КНР Ху Цзиньтао.
По соглашению Ашхабад обязался в течение 30 лет с января 2009 года ежегодно поставлять в Китай по 30 млрд. кубометров природного газа с месторождений правобережья Амударьи. Летом 2007 года туркменская сторона вручила Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC) документы, гарантирующие ей право проводить соответствующие работы на территории Туркмении. В числе документов была и лицензия оператора на разведку и добычу сырья, которая впервые в истории страны была выдана иностранной компании. Общая протяженность нового газопровода Туркменистан–Китай составит около 7000 километров. При этом по территории Туркменистана будет проложено свыше 180 километров газотранспортной магистрали, Узбекистана – 530, Казахстана – 1300, Китая – более 4500 километров. Предполагается, что экспорт 17 млрд. из ежегодно предусматриваемых 30 млрд. кубометров туркменского газа будет обеспечиваться за счет освоения новых газовых месторождений, остальные 13 млрд. – за счет строительства на крупнейшем газоконденсатном месторождении «Багтыярлык» объектов по очистке и подготовке газа. В случае, если вновь разведанные месторождения не смогут обеспечить указанные объемы газа, Ашхабад обязался наполнить трубу газом с других месторождений. Иными словами, под угрозой оказались объемы поставок, идущие в Россию и Украину.
Участие «Стройтрансгаза» в проекте – фактически вынужденная для «Газпрома» мера, если бы не «Стройтрансгаз», то туркменский участок могла бы построить другая компания. «Труба в Китай – это неизбежно, а то, что наша компания зарабатывает на строительстве, – это хорошо», – отмечает начальник отдела рыночного анализа Собинбанка Александр Разуваев. Он рассчитывает, что «ресурсов туркменского газа хватит на поставки и в Китай, и в Россию».
По словам аналитика ИК «Антанта Капитал» Тимура Хайруллина, решение «Стройтрансгаза» принять участие в строительстве альтернативного российскому пути стратегического газопровода было обусловлено желанием компании получить выгодный контракт. «В России сейчас строится не так много газопроводов, поэтому компания вынуждена идти за рубеж», – сказал аналитик. Вместе с тем аналитик отметил, что в данном случае интересы «Стройтрансгаза» определенным образом не совпадают с более общими интересами России в этой стране ввиду того, что «Газпром» хотел бы сам контролировать туркменский газ. Одновременно «Газпром» планирует расширить свое присутствие в Китае. С этой целью в этом году должно быть начато строительство газопровода «Алтай», который свяжет месторождения Западной Сибири и Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая. Между тем договоренности по цене поставок по этому маршруту между Россией и Китаем пока не достигнуты, что тормозит проект.
«Потребности Китая в газе ограничены, а туркменский газ обходится дешевле, чем российский. Поэтому с пуском туркменского газопровода у китайских переговорщиков будет более сильная позиция и появятся дополнительные аргументы по обсуждению более низкой цены на российский газ, который им будет уже не настолько нужен», – считает Тимур Хайруллин. В сложившейся ситуации, считает эксперт, «Газпрому» целесообразно отложить процесс реализации проекта «Алтай», дождавшись, когда энергетические потребности Китая возрастут настолько, что его интерес к газу «Газпрома» станет значительно выше.