Вчера премьер-министр России Виктор Зубков, находящийся с рабочим визитом в Сеуле, принял участие в церемонии инаугурации нового президента Южной Кореи Ли Мен Бака. В ходе состоявшейся встречи обсуждались проблемы торгово-экономических отношений между нашими странами. Среди проектов, в которых особо заинтересован Сеул, – заготовка леса в Сибири и на Дальнем Востоке, где уже работает несколько десятков тысяч граждан Северной Кореи. Этот проект должен способствовать окончательному примирению Сеула и Пхеньяна.
На инаугурации президента Южной Кореи российский премьер оказался в достойной компании. В Сеул прилетели президенты Узбекистана и Монголии Ислам Каримов и Намбарын Энхбаяр, премьеры Японии, Австралии и Камбоджи, вице-президент Индонезии. Канаду и Новую Зеландию представляли министры иностранных дел, а Туркменистан – спикер парламента. Ну а в числе самых харизматичных политиков, оказавшихся в этот день и час в Сеуле, следует назвать госсекретаря США Кондолизу Райс.
У каждой из стран, отметившихся на церемонии инаугурации Ли Мен Бака, имеются свои виды на развитие политического и экономического сотрудничества с Южной Кореей. И если по очередности двусторонних встреч, проведенных вчера новым главой Южной Кореи, можно было бы составить некий рейтинг приоритетов Сеула на международной арене, то позиции Москвы выглядят совсем неплохо – Зубков оказался вторым руководителем иностранной делегации, принятым Ли Мен Баком. Его опередил лишь японский премьер Ясуо Фукуда.
Глава Южной Кореи, который еще с 90-х годов прошлого века, работая в концерне Hyundai, закладывал основы российско-южнокорейского торгово-экономического сотрудничества, подчеркнул, что считает Россию своим «важным партнером в Северо-Восточной Азии» и намерен добиваться углубления сложившихся отношений. «Я уже много раз посещал Сибирь и Дальний Восток. Я высоко оцениваю политическую стабильность и экономическое развитие России, особенно под руководством президента Путина», – заявил Ли Мен Бак на встрече с Зубковым.
В свою очередь, и наш премьер не стал экономить на хвалебных эпитетах в адрес президента Южной Кореи, деликатно напомнив ему, что в Москве ждут его с официальным визитом. Не обладая полнотой полномочий вести разговор по проблемам большой политики, Зубков сделал акцент на экономической составляющей сотрудничества. «Торгово-экономические отношения развиваются позитивно. За 2007 год товарооборот между нашими странами вырос на 50%, составив около 15 миллиардов долларов», – подчеркнул российский премьер. При этом он выразил в легкой форме неудовлетворение сложившейся структурой товарооборота – в российском экспорте в Южную Корею преобладают сырье и энергоносители. А сальдо торгового баланса остается отрицательным. По итогам прошлого года мы продали в Южную Корею товаров и услуг на 600 тыс. долл. меньше, чем они поставили нам.
В ответ Ли Мен Бак вежливо поулыбался. Собеседники отдавали себе отчет, что в обозримом будущем ничего изменить не получится. Скорее наоборот, структура товарооборота будет ухудшаться по мере продвижения сахалинских нефтегазовых проектов. Корейцы интересуются также Ковыктинским газоконденсатным месторождением в Иркутской области. Еще в 2003 году завершена разработка технико-экономического обоснования этого проекта, предусматривающего переброску газа в соседние страны, в том числе в Южную Корею через территорию Китая.
Сеул рассчитывает не только на стабильные поставки российских нефти и газа, но и на новые заказы для своих предприятий. Например, по производству платформ для разработки морских месторождений углеводородов (одна такая платформа построена), а также танкеров для перевозки сжиженного природного газа, но это – перспектива.
Для Ли Мен Бака, на плечи которого теперь легла ответственность за нормализацию отношений на Корейском полуострове, Москва представляет интерес в качестве посредника в нелегком диалоге между Сеулом и Пхеньяном. Нормализации отношений между двумя Кореями должны способствовать совместные проекты, в том числе те, которые будут реализовываться на трехсторонней основе на российской территории. По словам высокопоставленного источника в российской делегации, корейцы проявляют интерес к развитию лесопромышленного комплекса России. Речь идет о трех участках лесозаготовок в Сибири и на Дальнем Востоке, где уже много лет рубят лес рабочие из Северной Кореи.
Южная Корея своих гастарбайтеров командировать в сибирскую тайгу, конечно же, не собирается, а вот поделиться современными технологиями по глубокой переработке древесины в принципе готова. С учетом дешевого российского леса и практически дармовой северокорейской рабочей силы проект обещает быть более чем высокорентабельным.
Сеул