В ближайшие годы из-за строительства «Острова Федерация» пляжи в Хосте будут пугать туристов плохой экологией.
Фото Александоа Шалгина (НГ-фото)
На юге России множатся амбициозные экономические проекты, вызывающие у экологов жесткое неприятие. Среди них строительство автотрассы Черкесск–Адлер, канала Каспий–Азов («Евразия»), ряда объектов для проведения зимней Олимпиады 2014 года в Сочи. Экологи предупреждают, что реализация этих проектов нанесет непоправимый ущерб местной природе и может привести к экологической катастрофе.
В пятницу экспертный межведомственный инвестиционный совет при администрации Краснодарского края одобрил планы строительства в акватории Сочи «Острова Федерация». Возведение в Хостинском районе острова площадью 250 гектаров грозит нарушить экологический баланс курорта, так как сопровождается перемещением больших масс земли и связанным с этим загрязнением моря. И это только один из проектов, реализация которого запланирована на ближайшие годы. В неменьшей степени борцов за охрану природы беспокоят планы других масштабных строек.
В частности, Российский международный социально-экологический союз обратился к первому вице-премьеру Дмитрию Медведеву с открытым обращением в связи с высказанной им поддержкой проектов строительства автотрассы Черкесск–Адлер и канала Каспий–Азов («Евразия»). По мнению экологов, реализация этих проектов фактически означает уничтожение уникальных природных комплексов в Южном федеральном округе, имеющих общемировое значение.
Два крупнейших на юге России транспортных проекта Дмитрий Медведев публично поддержал на прошедшем в конце января I Всероссийском форуме промышленников и предпринимателей в Краснодаре и в ходе состоявшейся спустя несколько дней пресс-конференции в Волгограде.
Проектируемая автодорога, которая уже презентована руководством Карачаево-Черкесии, пройдет по территории Кавказского биосферного заповедника, являющегося ядром объекта Всемирного природного наследия «Западный Кавказ». Как считают экологи, строительство трассы завершит процесс разрушения миграционных путей крупных хищников и копытных, начатый олимпийской застройкой территории Сочинского национального парка. Кроме того, эксперты опасаются, что эксплуатация этой автодороги приведет к деградации обширных территорий нетронутой дикой природы в долинах рек Дамхурц и Мзымта, а также в районе девственных горных озер Кардывач и Инпси.
Еще плачевнее рисуются последствия строительства канала «Евразия». «Его строительство не только уничтожит богатейшие осетровые пастбища в Кизлярском заливе Каспийского моря, входящие в состав Дагестанского заповедника, но и уникальные водно-болотные угодья международного значения на территориях биосферных заповедников Ростовского и «Черные земли» (филиал «Маныч-Гудило»), – говорится в обращении экологов. – Более того, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, аналогичных экологической катастрофе, происшедшей в конце прошлого года в Керченском проливе, может пострадать и экосистема Азовского моря». Примечательно, что буквально на днях Ростовский заповедник был включен в сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО, то есть приобрел международный статус, а заповедник «Черные земли» имеет этот статус с 1993 года.
О готовящемся проекте строительства канала стало известно еще в 2004 году. Предполагаемая длина канала – 650 километров, ширина – 70 метров, а глубина – 16 метров. Предварительная стоимость «стройки века» оценивается в беспрецедентную по объему вложений сумму – 15–18 млрд. евро. Инициаторы проекта считают, что его реализация имеет привлекательные стороны с точки зрения экономических и государственных интересов хотя бы потому, что России необходимо осваивать огромные пустующие территории от Астрахани до Махачкалы.
Экологи утверждают, что строительство канала Каспий–Азов по Кумо-Манычской впадине грозит катастрофическими последствиями и серьезными преобразованиями огромных природных территорий. Как сообщил «НГ» координатор общественной организации «Экологическая вахта по Северному Кавказу» Андрей Рудомаха, экологическая неприемлемость проекта очевидна даже при самом поверхностном рассмотрении. Его инициаторы не скрывают, что основное предназначение канала – транспортировка каспийской нефти. Но это, в свою очередь, создает угрозу разливов нефти в Азовском и Черном морях, экосистемы которых чрезвычайно уязвимы и через акватории которых неизбежно пойдет этот дополнительный нефтяной поток.
Кстати, сама идея строительства канала не нова. Еще в 30-е годы прошлого века был прорыт водный путь на участке более 300 километров от Дона до озера Маныч-Гудило. Дальнейшему строительству помешала Вторая мировая война, однако в результате строительства сильно пострадали экосистемы западного Маныча и Дона, качество воды в которых резко ухудшилось. В 80-е годы в регионе собирались построить 200-километровый канал Волга–Чограй, несущий угрозу преобразования огромных природных территорий. Но в 1989 году правительство СССР распорядилось остановить уже начавшиеся работы и вывести технику из района. Тогда по всему Союзу было собрано более миллиона подписей против строительства канала.
В обращении Международного социально-экологического союза говорится, что одобрение подобных проектов резко диссонирует с поддержанной природоохранной общественностью России позицией, которую Дмитрий Медведев продемонстрировал в ряде своих недавних заявлений во время визита в Челябинск, на съезде Ассоциации юристов России и на заседании Совета безопасности России. Как сказано в обращении, остается только надеяться, что первый вице-премьер просто не был проинформирован о том, что проекты автодороги Черкесск–Адлер и канала Каспий–Азов затрагивают территории заповедников.
Ростов-на-Дону