Действующие тарифы по страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) оказались под ударом. Как сообщил вчера Интерфаксу чиновник из Белого дома, в ближайшее время в правительстве будет создана специальная рабочая группа, которая рассмотрит требование страховых компаний повысить тарифы по автогражданке. По мнению независимых экспертов, лоббизм страховщиков выходит за рамки приличий, так как сейчас на выплаты по страховым случаям они в среднем расходуют лишь 56% от собранных премий, в то время как по закону выплаты должны достигать 80% от сборов.
По словам чиновника, обсуждение в рабочей группе будет жарким, учитывая, что у представителей разных ведомств и структур – разные интересы. В состав группы войдут представители Российского союза автостраховщиков (РСА), которые направили на днях в Минфин предложение увеличить тарифы по ОСАГО, а также Росстрахнадзора, МЭРТа и Минфина. Главный противник пересмотра уже известен – в понедельник замдиректора департамента финансовой политики Минфина Вера Балакирева не исключила, что в результате обсуждения на рабочей группе тарифы по ОСАГО могут быть не только не повышены, но даже снижены. «Мы не раз говорили, что пока тариф достаточен», – пояснила она в интервью «Прайм-ТАСС». Об этом же заявил вчера и чиновник правительства, отметивший, что, по некоторым мнениям, «естественное развитие ситуации и статистика роста убыточности в ОСАГО пока позволяют не спешить с пересмотром тарифов, поскольку уровень выплат не превышает 56% по итогам прошлого года».
Между тем страховщики твердят об убытках отдельных компаний уже с прошлого года, когда на выплаты по ОСАГО в среднем уходило еще меньше средств - порядка 50% от страховых сборов.
Сейчас составители расчетов, направленных в Минфин, предлагают повысить базовый тариф по ОСАГО для граждан с нынешних 1980 до 2417 руб. При этом для общественного транспорта повышение готовится куда более существенное: в диапазоне от 1,3 до 3 раз.
У страховщиков есть и сторонники, прежде всего - Федеральная служба страхнадзора (ФССН). По ее данным, в прошлом году страховщики собрали по ОСАГО 70,4 млрд. руб., а выплатили 40,1 млрд. В итоге коэффициент выплат превысил 55% против 49,6% в 2006 году. При этом у части компаний показатели были хуже. «Если раньше у основного количества страховщиков ОСАГО коэффициент выплат был от 40 до 50%, то сейчас произошла разбалансировка этого показателя, – отметили эксперты Росстрахнадзора. – Почти у 28 компаний он по итогам года в диапазоне 50–70%, а у 23 компаний – 70–80%». Опасной границей для страховщиков считается соотношение выплат к сборам на уровне 77%.
В свою очередь, опрошенные «НГ» эксперты пока не видят необходимости в пересмотре, а тем более в повышении тарифов. «По закону об ОСАГО разница между выплатами и сборами должна составлять ежегодно до 80%, а сегодня у страховщиков она составляет 56%, причем получена эта цифра нарастающим итогом – за 4 года, – отмечает председатель Движения автомобилистов России (ДАР) Виктор Похмелкин. – Так что российские автолюбители своим страховщикам и так уже здорово переплатили. Их последний демарш вызван горячим желанием не то чтобы повысить, а главное – не допустить снижения тарифов. Надеюсь, что в правительстве хватит здравого смысла не делать этого и, по крайней мере, не пересматривать нынешние коэффициенты». Но вообще-то, считает эксперт, речь нужно вести о снижении тарифов и повышении размеров страховых выплат. По мнению гендиректора компании «2К Аудит – Деловые консультации» Тамары Касьяновой, с одной стороны, увеличение тарифов ОСАГО приведет к повышению конкуренции, а соответственно уменьшению доли ненадежных страховых организаций. «Но с другой стороны, есть угроза монополизации рынка страховых услуг путем поглощения мелких организаций более крупными», – предполагает эксперт.
Кстати, на Западе такой вид страхования, как ОСАГО, не только низко рентабелен, но и зачастую убыточен. Например, в Европе на возмещение ущерба от ДТП по обязательному страхованию расходуется от 90 до 100% страховых премий, а иногда страховые премии не перекрывают выплат. Чтобы компенсировать убытки, западные страховщики средства, поступившие от ОСАГО, вкладывают в высокодоходные биржевые инструменты. Наши страховщики либо не имеют такой возможности, либо желания – предпочитая получать прибыль исключительно на разнице между выплатами и премиями. Причем требуют, чтобы эта разница была в несколько раз больше, чем в других странах. «Западные страховщики за ОСАГО держатся прежде всего с одной целью – привлечь клиента и склонить его к другим, добровольным и более прибыльным видам страхования, – поясняет Похмелкин. – К тому же они вкладывают значительные средства в устранение факторов, влияющих на аварийность: судятся с дорожными компаниями, проводят краш-тесты автомобилей и т.д. Чего никак не скажешь о наших страховщиках».