Проект создания нового российского регионального самолета «Суперджет-100» столкнулся с непредвиденными трудностями. Вчера хабаровские краевые власти обвинили Минздравсоцразвития в нарушении сроков распределения квот для регионов и стран на привлечение иностранных рабочих, из-за чего в Комсомольск-на-Амуре не могут вовремя прилететь участвующие в работах по созданию лайнера французские специалисты. В Минздравсоцразвития признают задержку с распределением квот на трудовых мигрантов, но считают, что завод сам виноват в откладывании визита французских авиастроителей.
Хабаровский край столкнулся с проблемой отсутствия нормативного документа, регулирующего вопрос привлечения в регион специалистов из-за рубежа. Из-за этого край не может привлечь запрашиваемых им на этот год 25 тысяч иностранных специалистов. В их числе 25 французов, участвующих в проекте создания нового российского регионального самолета «Суперджет-100» на авиационно-производственном объединении им. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре.
«Слишком поздно на федеральном уровне утверждается квота на привлечение иностранных рабочих», – сообщила вчера на заседании совета при правительстве края замминистра экономического развития и внешних связей Хабаровского края Елизавета Телушкина. Она отметила, что квота на 2008 год в целом на Российскую Федерацию была утверждена правительством России 29 декабря прошлого года. В то же время квота по субъектам Федерации до сих пор еще не утверждена в Минздравсоцразвития. По словам Телушкиной, Хабаровский край в 2007 году своевременно подал необходимые документы для получения квот на 2008 год, однако до сих пор не получил квоты на привлечение иностранных трудовых мигрантов.
Зампредседателя правительства края Александр Левинталь сообщил на заседании, что власти края намерены в четверг вновь обратиться в Минздравсоцразвития для решения этого вопроса, а пока, по его словам, власти региона «вынуждены запускать собственные механизмы привлечения иностранной рабочей силы». Он также сообщил, что краевое правительство подготовит к марту новый запрос на привлечение иностранных рабочих, в том числе и на 25 специалистов из Франции. По словам Левинталя, пока ни один предприниматель, привлекающий трудовых мигрантов, не пострадал, однако «вопрос надо решать на федеральном уровне».
В Минздравсоцразвития не стали оспаривать справедливость претензий краевых властей, однако привели собственное обоснование причин бюрократических нестыковок. «Объем квоты определен. Речь идет о согласовании числа работников по конкретным странам. Соответствующий приказ с 18 января находится в Минюсте, который со дня на день должен его зарегистрировать, и проблем с приемом рабочей силы не возникнет», – сообщили в пресс службе министерства, признав, что «французы приступят к работе с некоторым опозданием».
Однако «некоторое опоздание» в реальности грозит обернуться многими неделями срыва трудовых контрактов. Дело в том, что злополучный приказ, на отсутствие регистрации которого ссылаются в Минздравсоцразвития, должен был давным-давно поступить на визирование в Федеральную миграционную службу (ФМС), но, как сообщили в пресс-службе этого ведомства, «до сих пор никаких бумаг со стороны Минздравсоцразвития не поступало».
«Это совместный приказ, который изначально готовит Минздравсоцразвития по всем регионам. Проблема еще и в том, что он будет состоять из 22 тысяч листов, на которых они распределили эту квоту по составу и еще теперь и по регионам в придачу. В любом случае нашим сотрудникам потребуется какое-то время, чтобы это проанализировать», – сообщили в пресс-службе, добавив, что «на попытки получить от коллег из ведомства Татьяны Голиковой копию или первичную информацию пока ответа нет».
Вместе с тем в ФМС пояснили, что правительство формирует квоты с учетом заявок от регионов. При этом региональные заявки зачастую были существенно заниженными, что вынудило федеральные ведомства увеличивать заявки, с тем чтобы «опять не загонять обратно всех легалов в нелегалы». «Виноваты в первую очередь регионы, которые изначально не дают объективную информацию. У нас, например, была проблема с Москвой, которая вместо 700 тысяч требуемых иностранных работников изначально заявляла о потребности в два раза меньшей», – сообщили в пресс-службе, выразив надежду, что «механизм квотирования в дальнейшем будет совершенствоваться» и вскоре регионы смогут гибко регулировать свои потребности в рабочей силе в течение года.
В ведомствах предположили, что виновно в задержке приезда французских специалистов скорее всего и нанявшее их на работу СП, которое не потрудилось вовремя оформить надлежащую заявку на их приезд.
Директор региональных программ Независимого института региональной политики Наталья Зубаревич считает, что конфуз с французами наглядно иллюстрирует общее неблагополучие в миграционной сфере. Она напомнила, что «именно ФМС считает своей заслугой то, что квота на 2008 год была сокращена практически втрое» по сравнению с прошлым годом. «Это говорит о том, что внутренний настрой на зажим в наших органах существует. Вторая причина состоит во внутриведомственной неразберихе, а треть заключается в том, что регионы не понимают, за что будут бить: мало попросишь – проколешься, а много попросишь – скажут, что не патриот», – сказала эксперт, сделав вывод, что сочетание этих факторов серьезно затрудняет быструю отстройку эффективной системы приема трудовых мигрантов, которую чиновники пытаются регулировать вместо того, чтобы контролировать.
«Сейчас легально работает только пятая часть всех трудовых мигрантов, и если на входе столько проблем, то необходимо ослабить узду», – заключила Наталья Зубаревич, добавив, что если система квот все-таки существует, то она должна быть максимально гибкой и не регулировать пострановые характеристики приезжающих.