0
1499
Газета Экономика Интернет-версия

20.02.2008 00:00:00

Алжир меняет формулу отношений с Москвой

Тэги: алжир


алжир Абдельазиз Бутефлика и Владимир Путин решали судьбу контрактов.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Вчера президент России Владимир Путин принял в Кремле президента Алжира Абдельазиза Бутефлику, прибывшего накануне в Москву с двухдневным визитом. В центре состоявшихся обсуждений – вопросы торгово-экономического сотрудничества и военно-технических связей двух стран. На переговорах с Путиным алжирский президент заявил, что он «не может быть вполне удовлетворен развитием двусторонних отношений» в экономической сфере. Отметив спад в торгово-экономических связях двух стран в 2007 году, он высказал мнение, что «вероятно, здесь есть вина с обеих сторон». Вместе с тем у Бутефлики была хорошая новость для Путина: РЖД выиграла тендер на строительство железных дорог в Алжире. Детали проекта будут согласованы в ближайшее время.

Алжир начал новый счет с марта 2006 года

Напомним: в ходе переговоров между Путиным и Бутефликой в марте 2006 года российская сторона согласилась аннулировать весь алжирский долг в размере 4,7 млрд. долл., аккумулировавшийся за длительный период сотрудничества двух стран. При этом одним из главных аргументов алжирцев была ссылка на нехватку финансовых ресурсов из-за трудностей, вызванных гражданской войной. Первоначально россияне пытались добиться выплаты меньшей части долга, однако убедить в этом Бутефлику и его окружение не удалось. В ответ на уступку алжирцы пообещали оплачивать живыми деньгами новые закупки российской военной техники для своей армии, как известно, оснащенной в основном оружием еще советских времен. Тогда же было заключено пакетное соглашение по военно-техническому сотрудничеству на общую сумму около 8 млрд. долл. и подписан ряд связанных с ним контрактов.

Во время визита Путина были также достигнуты договоренности о сотрудничестве в нефтегазовой сфере. Многие эксперты расценили их как шаг к созданию «газового ОПЕК» странами, на которые приходится 40% поставок газа в Европу.

Однако эти договоренности, в том числе письменные контракты, стали разваливаться уже через год. Так, в мае 2007 года алжирцы пожаловались на неудовлетворительное качество первых поставленных им 15 самолетов МиГ-29 СМТ и МиГ-29УБ и потребовали вернуть их назад. Российская сторона оспорила эти претензии, но позднее согласилась принять самолеты. При этом речь не шла о полном расторжении контракта стоимостью 1,6 млрд. долл., который предусматривает также поставку других модификаций «МиГов». Вместо отзываемых машин Алжиру предлагаются более современные и соответственно более дорогие МиГ-29М2 или МиГ-35 либо неавиационная техника.

Вопрос о том, удастся ли «переоформить» контракт о поставках авиатехники, стал, по мнению экспертов, одной из главных интриг визита Бутефлики. Алжир, отмечают они, идет в колее других покупателей российской военной техники, в последнее время повысивших свои требования к закупкам. Прежде всего это основные клиенты России – Индия и Китай, в последнее время выражавшие свое недовольство качеством техники либо затягиванием исполнения контрактов российской стороной.

В то же время ряд экспертов не исключают возможность переориентации Алжира на других поставщиков, как это, похоже, готовится сделать Индия.

Газовое сотрудничество не состоялось

В этой связи показателен «разворот на 180 градусов», который сделала алжирская государственная монополия в области нефти и газа Sonatrach. Как заявил в конце прошлого года его глава Мохаммед Мезиан, меморандум о взаимопонимании, подписанный с «Газпромом» в ходе визита Путина в Алжир, истек, не вылившись ни во что конкретное. «Алжир променял Россию на Европу», – писала по этому поводу «Независимая газета» (см. номер от 11.12.07).

Накануне переговоров в Кремле стало известно, что российская сторона должна вновь поднять тему нефтегазового сотрудничества. Вместе с тем независимо от того, какие заверения прозвучали от Бутефлики, Москве придется учитывать факт перехода Алжира на более диверсифицированную политику, включающую смену формулы отношений с Россией, – на такие мысли наводит и содержание официальных интервью, которые дал президент Бутефлика перед отъездом в Москву. Так, в интервью ИТАР-ТАСС он выразил намерение развивать сотрудничество с Россией в космической области и в деле борьбы с терроризмом.

Алжирцы заинтересованы также в мирных ядерных технологиях и были разочарованы тем, что намеченный на октябрь 2007 года визит в Алжир российской делегации для конкретизации двустороннего сотрудничества в этой области был отложен.

Кризис всего российского оборонно-промышленного комплекса

Бывший сотрудник ГРУ, полковник Виталий Шлыков сообщил обозревателю «НГ», что в возникшем торговом конфликте он не видит «ничего необычного».

«Это совершенно заурядная ситуация, – сказал Шлыков. – Подобные вещи на рынке оружия случались много раз. Торговля вооружениями – очень тонкая и сложная субстанция. В данной сфере сопряжено слишком много совершенно разнородных интересов – как экономических, так и политических. А поскольку продажа оружия приносит огромные прибыли и в значительной мере влияет на соотношение сил в том или ином регионе, то конкуренция здесь крайне высока».

По словам эксперта, оружием торгуют влиятельные западные фирмы, которые вполне в состоянии направлять усилия политиков в выгодную им сторону. Да и у самих политиков есть немалые интересы в вооружении угодных им стран. «Если контракт (по «МиГам». – «НГ») был подписан, полагаю, что техника была тщательно проверена покупателем. По-другому не бывает. На этой фазе подписания контракта заказчика все устраивало, а теперь вдруг нет».

Проблема, утверждают другие эксперты, родилась не вчера. Она отражает кризисное состояние всего российского оборонно-промышленного комплекса: нехватку квалифицированных кадров, средний возраст которых приближается к пенсионному, утерю критических да и самых обычных технологий, применяемых в производстве боевой техники и комплектующих к ней, резкое старение технического и технологического парка промышленного производства, где количество станков и станочных линий, которым меньше 10 лет, исчисляется 15%, низкую производительность труда и отсутствие реальной ответственности за качество своей продукции. А также постоянный рост стоимости комплектующих и энергии, который значительно обгоняет инфляцию и никак не укладывается в те коэффициенты, которые назначаются Минэкономразвития.

Даже первый вице-премьер правительства, председатель военно-промышленной комиссии Сергей Иванов и его заместитель в этой комиссии Владислав Путилин вынуждены были признать, что некоторые предприятия ОПК просто не состоянии выполнить гособоронзаказ.

Портфель на 20 миллиардов долларов

Есть и другая проблема. Несмотря на принятые правительством меры по созданию Объединенной авиационной корпорации, Объединенной судостроительной корпорации и других оборонно-промышленных холдингов, реальной отдачи от этой работы пока еще нет. Внутри этих образований идет борьба за ресурсы, за то, над какими проектами они будут работать и какая именно организация станет заниматься этими проектами в первую очередь. Один из самых ярких примеров – стремление вывести все авиастроительные компании из Москвы в подмосковный Жуковский на базу ЛИИ имени Громова и ЦАГИ имени Жуковского, создание в этом городе единого авиационного центра, объединяющего в себе и конструкторские бюро, и опытное производство, и испытательные комплексы. Что получится из этой затеи, пока не ясно.

Нельзя не сказать и о такой проблеме, как стремление наших экспортеров во что бы то ни стало «застолбить за собой» перспективные рынки вооружений и наиболее выгодные заказы. Наши экспортеры боевой техники не раз сообщали, что портфель заказов «Рособоронэкспорта» превышает 20 млрд. долл. Но беда в том, что отечественная оборонная промышленность не в состоянии быстро выполнить все эти заказы. Например, на зенитно-ракетные системы «Тор-М1» и их модификации, на С-30ПМУ «Фаворит» заказы принимаются с датой выполнения только после 2012 года. Существует большой вопрос: готовы ли заказчики ждать такой долгий срок или в стремлении получить необходимую им технику они найдут другого поставщика? Пусть оружие там будет чуть подороже, не с такими высокими тактико-техническими характеристиками, как наше, но они смогут поставить боевую технику на позицию уже, что называется, завтра.

Другой момент – не всегда контракты на поставку нашей боевой техники прорабатываются достаточно глубоко, всесторонне и с учетом всех тех обстоятельств, о которых говорилось выше. Скандальная ситуация сложилась с модернизацией для Индии авианосца «Адмирал Горшков» (индийское название Vikramaditya), – завод не в с состоянии выполнить эту работу за 1 млрд. долл., который ему готовы заплатить индийцы, она стоит гораздо дороже. И теперь приходится объяснять заказчикам, что они должны доплатить чуть ли не столько же, сколько уже заплатили, что, конечно, вызывает у них недоумение и протест.

Есть спрос, нет предложения

Но главная проблема, которая может отразиться на перспективах российского оружейного экспорта, заключается в том, что сегодня передовым армиям мира (да уже и армиям третьих стран) нужны не просто танки, ракеты, корабли, самолеты и вертолеты, а высокоточные ударно-разведывательные комплексы, где сочетаются огневая мощь ударного оружия, высокоточная разведка целей как неподвижных, так и движущихся, мгновенная, в режиме реального времени передача информации о них на электронно-вычислительные комплексы, введение соответствующих данных в оружейные системы для производства выстрела или пуска ракеты. Эту задачу невозможно решить без беспилотных летательных аппаратов, систем технической, радиолокационной и оптической разведки, приборов навигации и связи. В том числе высокочастотной и закрытой. Без той же системы ГЛОНАСС.

К сожалению, таких ударно-разведывательных комплексов Россия на экспорт не поставляет. Их нет еще в должном количестве даже для собственной армии, и это в перспективе, конечно же, как и огромные имиджевые потери от невыполненных заказов или сорванных контрактов, может привести к снижению наших экспортных заказов.

Структура военного экспорта России

Авиационная техника в экспорте российских вооружений занимает около 50%. Затем идет военно-морская техника, третью строчку занимают контракты средств ПВО и вооружения для Сухопутных войск. Так выглядит структура продаж в начале 2008 года. По итогам 2006 года доля техники ВВС составляла 49,9%, продукции для Военно-морского флота – 27,3%, вооружений Сухопутных войск – 27,3%, ПВО – 9,2%. В последнее время средства ПВО пользуются все большим спросом.

По данным информагентств, в 2007 году Россия осуществила поставки продукции военного назначения и провела модернизационные работы в 30 странах. Общая сумма доходов от военного экспорта составила порядка 7,1 млрд. долл., из которых 6,2 млрд. пришлось на ФГУП «Рособоронэкспорт». Еще примерно на 1 млрд. долл. было экспортировано продукции гражданского назначения, произведенной на предприятиях российского ОПК.

65% российских продаж вооружения и военной техники приходится на Азию, где география поставок расширилась за последние годы. К традиционным покупателям – Индии, Китаю и Вьетнаму прибавились Малайзия, Индонезия и Иран. Доля Индии составляет около 25%, Китая – около 30%. За последние два года существенно расширились продажи в Латинской Америке. Венесуэла приобретает 15% российских экспортных вооружений.

Арабские страны получают 12–15% продаваемых за рубеж российских вооружений. Крупнейшими покупателями в регионе являются Сирия, Алжир, Объединенные Арабские Эмираты, Иордания.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2098
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1353
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1006
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1320

Другие новости