Сотрудники французского посольства готовы на все, чтобы сделать свою работу приятной и комфортной.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Вчера стало известно, что визовый центр Франции в Москве разослал в минувшую пятницу руководителям российских турфирм письмо, согласно которому ответственность за ошибки, допущенные сотрудниками консульства при оформлении виз, возлагаются на российских туристов. Новые неоправданно жесткие требования консульства еще более усложняют и удлиняют по срокам процедуру получения шенгенской визы для желающих увидеть Париж. Кроме того, россиянам придется нести издержки за опечатки и грамматические ошибки французских чиновников – если консульство до начала поездки не исправит погрешности в оформлении визы, то все расходы за сорванный тур лягут на туриста.
Новые правила действуют с 15 февраля. Согласно им при наличии опечаток в визе, допущенных французским консульством, российские туристы обязаны сдавать свои загранпаспорта на коррекцию в визовый центр. Эта процедура занимает от трех до пяти дней, что необходимо обязательно учитывать при планировании поездки во Францию. Требования французского консульства поставили в тупик российских туроператоров, на которых обрушился гнев первых туристов, ставших жертвами чужих ошибок и теперь негодующих по поводу испорченного отпуска, потерянных денег.
Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина подтвердила «НГ», что эти факты имеют место. Французский консульский отдел разослал письмо с предупреждением об изменении правил оформления визы по электронной почте. Теперь документы на получение визы надо сдавать за 15 рабочих дней до предполагаемой даты поездки. «Конечно, право на ошибку есть у каждого. Но планировать опечатки, предполагая явно завышенные сроки на их исправление и заранее перекладывая вину на заявителя, – такого в визовой практике еще не было», – заметила Тюрина.
Во французском посольстве опровергли факт официальной рассылки письма. «Консульство Франции и визовый центр не рассылал такого письма. Просто были устные рекомендации и объяснения для внутреннего использования, которые были сделаны во время регулярных встреч с представителями турагентств. Поэтому такого письма не существует», – заявил «НГ» советник консульства Силван Гиоге.
«Мы бы хотели сказать, что если есть ошибка, которая была совершена посольством Франции либо визовым центром, то тогда человек, который подал заявление на получение визы, должен вернуть и паспорт и визу, и затем эта ошибка будет исправлена консульством бесплатно. И в этом нет никаких новых правил. Это обычная визовая практика», – пояснил советник, добавив, что «сейчас процедура выдачи визы занимает три-четыре дня, а срок исправления ошибок, которых крайне низкий процент, составит примерно один день и иногда даже меньше».
Ирина Тюрина не согласна с интерпретацией фактов французской стороной. «На собрании, которое прошло на прошлой неделе в визовом центре, действительно туроператорам сказали, что теперь коррекция ошибок будет производиться не через консульство, а через визовый центр», – сказала Тюрина. Она пояснила, что раньше курьеры, получая паспорта и обнаруживая в них ошибки, «стремглав мчались в консульство, чтобы немедленно их исправить, хотя их никто с распростертыми объятиями там не встречал». Теперь же объявлено, что никаких прямых контактов у турбизнеса с консульством впредь не будет.
«Что касается письма, то это была такая рядовая внутренняя рассылка по электронной почте, из которой никто не собирался делать официального заявления и это мы так ее раскрутили. Письмо получили руководители компаний, аккредитованных при визовом центре. И теперь визовый центр не хочет комментировать, а консульство говорит, что оно не в курсе. Возможно, это была такая инициатива визового центра, не согласованная с консульством, которая потом вылезла наверх», – сообщила Ирина Тюрина.
По ее словам, если летом на оформление визы уходило от десяти дней до трех недель, то сейчас, в межсезонье, действительно получается три-четыре дня. «Но раньше ошибки исправлялись тут же. Консульства других Шенгенских стран визу оформляют за три–пять дней. Ошибку за такое количество дней оформлять – это круто. Почему они берут себе такой люфт и рекомендуют за 15 дней оформлять документы – это вопрос к тем, кто разослал это письмо. Там никаких разъяснений нет».
«Самое обидное, что они заранее закладывают ошибки, публично расписываясь в своей невнимательной работе, и перекладывают вину за них на российских туристов, которые здесь вообще ни при чем. Случаев, когда французы выдавали визу уже после того, как человек должен был уехать, было много и летом и осенью. Мы постоянно с ними разбираемся», – посетовала пресс-секретарь РСТ.
Она напомнила, что из-за схожих проблем с французским консульством в 2006 году по сравнению с 2005 годом поток российских туристов во Францию снизился более чем на 20%. Сейчас осенью сезон был достаточно спокойный, так же как и зимний сезон, на который приходится пик горнолыжных поездок в эту страну. Но если у французов опять начнутся проблемы с выдачей виз, то поток туристов упадет. «Боюсь, что консульству это все равно. Но в России работает за бюджетные деньги французских налогоплательщиков представительство Национального дома Франции, в задачу которого входит реклама страны на российском туристическом рынке. Получается, что деятельность консульства полностью дезавуирует работу этого офиса», – предположила Ирина Тюрина.
Можно писать письма во Францию и в МИД России, но опыт показывает, что все регулирует спрос. «Просто народ перестанет ездить», – заключила Ирина Тюрина.