Руководство Казахстана в среду подтвердило курс на массовый передел природных ресурсов и усиление госконтроля над банковским сектором. В случае неисполнения контрактов месторождения или земельные участки будут возвращены государству, а проблемные банки будут переданы новым управляющим. Российский бизнес прямой угрозы своим интересам пока не видит и готов приспособиться к новым правилам игры.
Разразившийся полгода назад мировой финансовый кризис поставил в сложное положение казахстанские банки, успехи которых по привлечению кредитов из-за рубежа для кредитования внутренней экономики долгое время ставились в пример российским банкам. Мировой финансовый кризис привел к тому, что сейчас многие банки Казахстана испытывают проблемы с погашением ранее взятых за рубежом дешевых кредитов, так как полученные иностранные кредиты уже розданы предпринимателям, а перекредитоваться на мировых рынках на приемлемых условиях не всегда получается. Сложившаяся ситуация не нравится властям Казахстана, которые готовы ее разрешить радикальными методами.
«Если финансовые организации или их собственники будут неспособны решать возникшие проблемы, то в соответствии с законодательством в них будут вводиться новые управленцы, а если необходимо – то и привлекаться новые инвесторы, в том числе зарубежные», – заявил в четверг на заседании правительства казахский премьер Карим Масимов. Сейчас в стране действуют 35 коммерческих банков, причем в процессе принудительной ликвидации по решению суда находятся 11 банков. «Правительство, Нацбанк и Агентство по финансовому надзору будут проводить жесткий мониторинг финансовой ситуации в банках и принимать, в случае необходимости, срочные меры реагирования», – пообещал Масимов. Без особых мер, судя по ситуации, обойтись вряд ли удастся. В структуре ссудного портфеля банков доля сомнительных кредитов выросла в последнее время почти вдвое: с 39,6% в начале 2006 года до 45,8% в начале 2007 года и до 58,7% в начале нынешнего года. При этом доля стандартных ссуд, по данным главы Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций Елены Бахмутовой, напротив, снизилась. Если в начале 2006 года они в структуре совокупного банковского портфеля составляли около 58,2%, то в начале 2008 года – только 39,8%.
Впрочем, по мнению иностранных экспертов, до массового краха банков в Казахстане еще далеко. «Пока ничто не говорит о приближении массового дефолта казахских банков, и если в течение года ситуация не ухудшится, то никакого внешнего управления для проблемных банков не понадобится», – заявил «НГ» директор банковской аналитической группы агентства Fitch Ratings Алексей Кечко. По его словам, внешние займы на сегодня составляют более половины всех обязательств банков, но основная часть иностранных долгов взята «на очень отдаленный срок», и сам по себе этот фактор не создает непосредственной угрозы. Главная угроза для казахских банков, по мнению Кечко, – это качества активов в сфере строительства. «Многие строительные компании из-за мирового кризиса ликвидности фактически лишены доступа к финансированию и не могут завершить начатые строительные проекты», – поясняет экономист. Из-за этого возрастают риски в банковской сфере. Однако рентабельность стройбизнеса в Казахстане столь высока, что компании могут выдержать падение цен на 20–40% и при этом сохранят способность возвращать взятые кредиты.
Одним из главных резервов для борьбы с мировым кризисом в Казахстане считают природные ресурсы. Выступая с посланием народу страны 6 февраля, президент страны Нурсултан Назарбаев поручил правительству проверить эффективность использования месторождений в рамках подписанных контрактов. «В первые годы независимости все мало-мальские месторождения страны были «захвачены». Сейчас, когда строится завод и нужен щебень, карьер уже «захвачен». Его хозяева сидят и ничего не делают, просто ждут, когда им в десять раз больше заплатят. Я поручил правительству проверить, как выполняются обязательства. В случае нарушений – отнять и вернуть государству», – заявил Назарбаев. «Ваши поручения о возврате государству месторождений от недобросовестных недропользователей и владельцев земельных участков будут выполнены в течение этого года», – пообещал премьер Масимов в четверг на расширенном заседании правительства в Астане. Ранее Астана сообщила, что из 831 контракта на эксплуатацию месторождений добросовестно исполняются только 454.
Днем ранее Масимов объявил о создании в правительстве двух рабочих групп – «по вопросу о недропользователях, не соблюдающих свои обязательства, и по вопросу земли». По его словам, месторождения и участки земли «надо возвращать государству и сразу же передавать в так называемые социально-предпринимательские корпорации (СПК), которые в Казахстане считают прототипом добросовестного и социально-ответственного регионального бизнеса.
Как сообщили «НГ» источники в правительстве Казахстана, СПК пока претендуют в основном на местные месторождения щебня, песка, гипса или на малорентабельные нефтегазовые месторождения. Однако в будущем передел собственности может коснуться и крупнейших нефтегазовых месторождений – таких, например, как «Кашаган», долю в котором правительство Казахстана значительно увеличило в 2007 году.
«Пока крупнейшие российские компании согласуют свои действия с Астаной, им ничего не угрожает», – пояснили «НГ» казахские чиновники. В качестве примера такого взаимопонимания можно рассматривать выкуп угольного разреза «Богатырь» структурами Олега Дерипаски, в результате которого увеличилась и доля государства в этих активах.
«Компания успешно развивается в Казахстане, и претензий к ее работе со стороны местных властей нет», – заявил «НГ» начальник департамента по работе с инвесторами «ЛУКОЙЛа» Геннадий Красовский. «ЛУКОЙЛ» – это основной представитель российского нефтяного бизнеса в Казахстане, который имеет долю в ряде месторождений.