Уго Чавес готов и дальше преподносить неприятные сюрпризы США.
Фото Reuters
Вчера власти Венесуэлы спровоцировали новый скандал в отношениях с США. В ответ на арест своих счетов в ряде заграничных банков, вызванный национализацией имущества американской компании Exxon Mobil в Венесуэле, Каракас прекратил поставки нефти этой компании. Ранее венесуэльский президент Уго Чавес пообещал ответить на конфликт с США полным прекращением экспорта, что, по его расчетам, должно привести к росту мировых цен на нефть до 200 долл. за баррель. Цена конфликта между Венесуэлой и Exxon Mobil, по мнению экспертов, уже включена в текущие котировки нефти в виде «надбавки Чавеса», размер которой оценивается в 3–3,5 долл.
В прошлую пятницу власти Венесуэлы назвали действия американской компании Exxon, которая через суд добилась замораживания 12 млрд. долл. активов государственной венесуэльской нефтяной компании Petroleos de Venezuela (PDVSA), «оправданным законом, легальным терроризмом». При этом правительство Уго Чавеса обвинило Exxon Mobil в попытке дестабилизировать ситуацию в Венесуэле. А вчера представители PDVSA объявили о прекращении поставок нефти для Exxon Mobil. «Столкнувшись с одобренным законом экономическим притеснением со стороны Exxon, PDVSA приняла решение приостановить торговые отношения с Exxon Mobil», – говорится в заявлении государственной нефтяной компании Венесуэлы. Между тем днем раньше один из руководителей PDVSA Бернард Моммер заявлял, что прекращение экспорта является возможным, но нежелательным, так как этот шаг нанесет значительный ущерб экономике обеих стран.
Уже после прекращения поставок американской корпорации министр энергетики и нефти Венесуэлы Рафаэль Рамирес заявил, что Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК) выразила поддержку этому решению Венесуэлы.
Несмотря на то что Венесуэла является для США четвертым по величине поставщиком нефти, американские товарные биржи почти не отреагировали на объявленное PDVSA эмбарго Exxon Mobil. Во вторник и в среду цены на Нью-Йоркской и Лондонской биржах колебались вокруг 92–93 долл. за баррель марок Brent и Light Sweet.
Этот ценовой парадокс аналитики объясняют тем, что, несмотря на бойкот Exxon Mobil, Венесуэла не сократила суммарный экспорт нефти, которая так или иначе окажется на американском рынке и североамериканских нефтеперерабатывающих заводах. Дело в том, что доля Exxon Mobil в поставках венесуэльской нефти в США не превышает 10%. Столь спокойная реакция на резкие шаги Каракаса объясняется и другими причинами.
«Ожидания конфликта с Венесуэлой уже заложены в виде добавки к мировой цене в размере 3–3,5 долл., и это довольно сильная реакция рынков на фоне опасений стагнации американской экономики и возможного сокращения спроса», – говорит старший аналитик по нефти и газу компании «Файнэншл Бридж» Дмитрий Александров. По его словам, основной удар PDVSA наносит пока по бизнесу Exxon Mobil, а не по всему нефтяному рынку США. Однако сама Exxon вряд ли посчитает конфликт исчерпанным и скорее всего постарается добиться ареста активов Венесуэлы не только в Европе, но и в самих США.
«Американское законодательство защищает активы Венесуэлы от ареста, но если лоббисты Exxon найдут новые юридические лазейки или добьются признания режима Чавеса террористическим, то эта защита может рухнуть», – предполагает Александров. При этом президент Венесуэлы скорее всего не захочет отступить и признать свою зависимость от США. В этих условиях, по словам экономиста, у российских нефтяных компаний возникает перспектива расширения присутствия на месторождениях Венесуэлы.
Конфликт Чавеса с иностранными нефтяными компаниями
В январе 2007 года Уго Чавес подписал декрет о национализации нефтяных месторождений в бассейне Ориноко, запасы которых оцениваются в 235 млрд. баррелей и являются одними из крупнейших в мире. Согласно декрету, все иностранные компании до 1 мая должны были продать PDVSA долю в размере не менее 60% в своих проектах по добыче нефти. С этими условиями не согласились крупнейшие американские нефтяные гиганты Exxon Mobil и ConocoPhillips, которые покинули Венесуэлу. Ранее в крупнейшем проекте по добыче нефти Cerro Negro правительству Венесуэлы принадлежало 41,67%, Exxon Mobil – 41,67%, а еще 16,66% принадлежало British Petroleum (BP), которая решила остаться в этом проекте. Кроме BP правительство Венесуэлы подписало соглашения на новых условиях с Chevron Corp., Total SA и Statoil ASA. После пересмотра договорных отношений венесуэльской PDVSA принадлежит в среднем 78% проектов в дельте реки Ориноко вместо 40%. С объемом поставок нефти в США в 1,3 млн. баррелей в сутки Венесуэла прочно занимает четвертое место, уступая Канаде (около 1,7 млн. баррелей), Мексике (1,7 млн.) и Саудовской Аравии (1,4 млн.).