По планам «Газпрома» как можно быстрее получить новый маршрут поставки газа в Европу по дну Балтийского моря в обход традиционных стран-транзитеров нанесен еще один серьезный удар. Во вторник министр по делам окружающей среды Швеции Андреас Карлгрен заявил, что его страна не станет даже рассматривать заявку компании-оператора на строительство трубопровода Nord Stream в своей экономической зоне до тех пор, пока не будут предоставлены дополнительные данные о предполагаемом воздействии газопровода на экологию и возможности изменения маршрута. Ужесточение позиций балтийских стран не только ставит под вопрос соблюдение сроков окончания строительства газопровода, но и ведет к его резкому удорожанию.
«Мы не начнем рассмотрение заявки, пока не получим дополнительных оценок и пока представленная заявка таким образом не будет наиболее полной», – заявил Андреас Карлгрен, отвечая на вопрос о судьбе заявки, поданной Nord Stream AG – оператором прокладки газопровода 21 декабря прошлого года. Он отметил, что в полученном документе отсутствует общая оценка воздействия газопровода на окружающую среду на всем его протяжении. Кроме того, Швецию интересуют альтернативные пути прокладки магистрали, а также план действий консорциума на случай, если какое-либо из балтийских государств выступит принципиально против подводного маршрута.
Таким образом, Швеция, которая ранее настаивала на изменении трассы газопровода в районе судоходных маршрутов у острова Готланд, еще больше ужесточила позицию. Этим Стокгольм нарушил и без того хрупкие планы «Газпрома», против проекта которого построить газопровод по дну Балтийского моря в той или иной форме выступили уже почти все балтийские страны. Напомним, что в прошлом году под нажимом Варшавы трассу уже было решено перенести из территориальных вод Польши в датские воды севернее острова Борнхольм. Не решен вопрос о прокладке маршрута в его северной части. Финляндия попросила провести газопровод в обход ее участка Балтики по экономической зоне Эстонии, объяснив просьбу неровностями дна и мелководьем на собственном участке маршрута. Эстония, в свою очередь, вовсе отказалась допустить специалистов Nord Stream для исследования дна в своей зоне. Таллин демонстративно в сентябре прошлого года не принял бывшего канцлера Германии, а ныне председателя совета директоров Nord Stream Герхарда Шредера, который пытался уговорить упрямых прибалтов.
Побывавший в начале февраля с официальным визитом в России новый премьер Польши Дональд Туск в очередной раз выразил недоумение своей страны проектом, отметив, что Nord Stream – не только дорогой, но и еще небезопасный для экологии Балтийского моря газопровод. «Конечно, Россия будет принимать решение без учета этого мнения, но возникает вопрос, и этот вопрос должны задать себе инвесторы: зачем строить газопровод в два, а некоторые считают, что в три раза дороже?» – удивлялся Туск. И предложил свой вариант доставки российского газа в Европу – газопровод «Амбер» стоимостью около 2,5 млрд. евро, который можно проложить через территорию Эстонии, Латвии, Литвы и Польши. Впрочем, понимания в Москве он не нашел.
Вместе с тем на прошлой неделе официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов признал, что затраты на строительство Nord Stream «значительно возрастут». Впрочем, вопрос, насколько именно, остался без ответа. При этом сроки ввода первой очереди газопровода – 2010 год – «Газпром» пока оставляет неизменными. Аналогичной позиции придерживается и компания Nord Stream AG. Как заявила в беседе с «НГ» ее официальный представитель Ирина Васильева, «по срокам мы идем по графику». «Мы выделили больше времени для диалога с балтийскими странами и на оценку экологической составляющей проекта, – отметила Васильева. – В то же время мы планируем сократить процесс строительства за счет оптимизации графика укладки труб и увеличения ее средней скорости». При этом она подтвердила, что бюджет проекта действительно будет увеличен. Однако конкретную сумму компания-оператор готова озвучить лишь в ближайшие месяцы. «Все зависит от четырех основных составляющих: стоимости труб, трубоукладки, логистики и затрат на экологические исследования», – пояснила Васильева.
Сдвиги по срокам и резкое увеличение сметы неизбежны, уверены опрошенные «НГ» аналитики. «Реальная оценка – 12 миллиардов долларов, учитывая рост цен на строительство, металл, трубы и т.д., но возможно увеличение и до 15 миллиардов долларов в том случае, если компания-оператор потеряет контроль за расходами, – считает старший аналитик компании «Антанта-Капитал» Тимур Хайруллин. – Кроме того, несмотря на заверения «Газпрома» и оператора проекта, есть серьезные опасения, что сроки ввода первой очереди газопровода все-таки придется сдвинуть. Конкретные оценки пока давать сложно, но на полгода-год – вполне реально». С этой точкой зрения согласен и главный инженер проектов инжиниринговой компании «2К» Алексей Лесняков. «Если Швеция и Финляндия продолжат настаивать на проведении более подробной оценки воздействия газопровода на окружающую среду, можно предположить, что соответствующие исследования удастся завершить только к концу лета 2008 года, – считает эксперт. – Таким образом, график проекта может сдвинуться на год».