Росстрахнадзор намерен навести порядок в законодательстве, регулирующем работу филиалов крупных страховых компаний на местах. Ведомство предлагает более четко прописать порядок разрешения споров с клиентами, чтобы региональные отделения не затягивали выплаты компенсаций, заявляя, что решения по этим вопросам принимают головные офисы.
В последние годы резко выросло число жалоб на действия страховых компаний со стороны населения, заявил вчера руководитель Федеральной службы страхового надзора (Росстрахнадзора) Илья Ломакин-Румянцев. По его словам, если в 2004 году от граждан поступило порядка 1,5 тыс. обращений, то по итогам 2007 года их было около 10 тыс. Причем больше половины всех жалоб связано с нарушениями сроков выплаты компенсаций. В этом году, по оценкам Ломакина-Румянцева, количество жалоб может вырасти до 14 тыс. «Такое большое число обращений свидетельствует о системных ошибках в законодательстве как в части взаимных обязанностей сторон, так и в части урегулирования убытков», – заявил глава Росстрахнадзора.
Как показывает статистика ФССН, неблагоприятная ситуация складывается в последнее время в регионах, где федеральные компании вытесняют местных страховщиков. Сегодня карта страхования совпадает с картой деловой активности. А наибольшее количество страховых компаний концентрируется в четырех регионах: Москве, Санкт-Петербурге, Свердловской и Самарской областях. «При этом в 30 субъектах Федерации из 84 вообще нет ни одной местной страховой компании. В шести субъектах работает только одна местная компания. Еще в 20 регионах – менее пяти. Причем в основном это компании, занимающиеся обязательным медицинским страхованием. При этом растет число крупных компаний с разветвленной филиальной сетью», – заявил Ломакин-Румянцев.
По его словам, до сих пор законодательно недостаточно четко урегулирована деятельность таких филиалов: в полной мере не определены требования к руководителю филиала, сотрудникам и административно-хозяйственной деятельности. «Головные компании устанавливают жесткие лимиты на убытки, предлагая урегулировать крупные выплаты через центральный офис, вводят суммарные лимиты. Все это приводит к увеличению сроков рассмотрения страховых случаев и выплат по ним», – заключил руководитель ФССН.
О росте жалоб говорит и председатель правления Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. «Действительно, число жалоб на страховщиков растет и в частности в связи с нарушением сроков выплат по ОСАГО. Нам приходилось сталкиваться со случаями, когда при возникновении спорных ситуаций в регионах страховые компании предлагали своим клиентам судиться по месту регистрации головного офиса. Но это прямое нарушение закона о защите прав потребителя, который распространяется и на договоры страхования», – уточнил Дмитрий Янин.
О недоработках страхового законодательства говорят и юристы, которые непосредственно урегулируют спорные ситуации между компаниями и их клиентами. «Действительно, законодательство прямо не регулирует вопрос места, где страховая выплата должна производиться. И это может создавать довольно большие неудобства для страхователей», – считает юрист компании «Магистр & Партнеры» Александр Ванеев. По его мнению, необходимо обязать страховщиков указывать в правилах страхования и полисах на место выплаты возмещения, которым должно быть в соответствующих случаях место нахождения филиала страховой организации. «Для ОСАГО это можно сделать путем внесения изменений в Постановление правительства, которым утверждены правила ОСАГО. Такая поправка будет отвечать одному из основных принципов закона об ОСАГО, а именно гарантии возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших. Для добровольного страхования общеобязательных правил нет, поэтому для исправления ситуации придется вносить изменение в ГК РФ или в закон об организации страхового дела», – уточняет юрист.
По мнению главы Росстрахнадзора, к открытию филиалов нужно вообще подходить более взвешенно. Например, в США чрезвычайно сложно открыть филиал страховой компании в соседнем штате. Как правило, в этом случае приходится открывать дочернюю компанию.
Другой момент, который, по словам Ломакина-Румянцева, требует пристального внимания – увеличение компаний с долей иностранного участия. По итогам 2007 года 78 страховых компаний имеют уставный капитал с участием иностранных средств. А доля иностранного капитала выросла за год в два раза – с 4,3% до 9,85%. «За 2007 год приток иностранного капитала в страховые компании разделился на две группы: в первую входит Кипр, во вторую – все остальные страны. За последний год пять страховых компаний показали в своем уставном капитале участие кипрских компаний. Речь здесь идет скорее всего о «наших иностранцах». Это может быть способом предпродажной подготовки. Если говорить о других странах, то в этом году пришел капитал из Германии, Нидерландов, Франции, Украины, Болгарии и ушли средства Латвии, Швеции, Великобритании и часть средств Украины и Франции», – сообщил журналистам руководитель ФССН.