Покупая дом рядом с лесом, недурно проверить, когда и как был приватизирован примыкающий участок.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Покупка дачи, коттеджа или земельного участка в Подмосковье стала крайне рискованным занятием. Даже правильно оформленные местными властями документы на землю, как следует из последних сообщений МВД, не гарантируют сохранения прав собственности в случае каких-либо ведомственных или территориальных споров.
Во вторник департамент экономической безопасности (ДЭБ) МВД России объявил о раскрытии сложной схемы захвата федеральных земель чиновниками Московской области и Рослесхоза. В результате застроенная территория в 875 гектаров может стать объектом претензий со стороны федеральной власти, которая оценивает свой ущерб в
3 млрд. руб. Как пояснили представители ДЭБа, милиционеры выявили уже несколько случаев махинаций с подмосковной землей и не намерены в будущем прекращать эту работу.
«В результате сложной переписки между областными чиновниками и выхода постановления главы администрации Московской области федеральная собственность в виде 875 гектаров леса первой категории вдруг оказалась в муниципальной собственности, причем произошло это без ведома или разрешения федерального правительства», – пояснил «НГ» начальник пресс-службы ДЭБ МВД Андрей Пелипчук. Спор между федеральной, региональной и муниципальной властями, по его словам, может затронуть и конечных владельцев недвижимости, которым теперь в суде придется доказывать законность их права собственности.
По данным ДЭБа, еще в 1993 году администрация подмосковного города Электросталь обратилась в Ногинский лесхоз с просьбой о согласовании изменений административных границ города. Ногинский лесхоз согласился включить участок леса в границы Электростали, но без изменения владельца леса – государства в лице лесхоза. Позже администрация города добилась от Московского управления Федеральной службы лесного хозяйства изменения условий принадлежности этого леса государству. Вслед за чем постановлением главы администрации Московской области 875 гектаров лесных земель были включены в границы Электростали. Однако полностью муниципальной собственностью спорный участок не стал. Ногинский лесхоз продолжал числить его в составе федеральной собственности Лесного фонда РФ. При этом за обслуживание спорного участка леса по-прежнему платил федеральный бюджет.
В 2003 году без необходимого разрешения правительства России Ногинский лесхоз и администрация Электростали подписали акт передачи в муниципальную собственность 875 гектаров Лесного фонда в безвозмездное владение и распоряжение. В том же году этот акт был утвержден главой администрации Московской области. Все описанные действия чиновников, по словам представителей ДЭБ МВД, являются превышением должностных полномочий с причинением тяжких последствий и образуют состав преступления по ст. 286 УК РФ. Соотвествующее уголовное дело уже возбуждено Следственным комитетом при Прокуратуре РФ.
Кроме манипуляций в районе Электростали ДЭБ МВД выявил также случаи взяточничества и махинаций с землей в мэрии Красноармейска, а также попытки присвоения около 20 га в престижном районе Николиной Горы.
Впрочем, сами подозреваемые считают претензии милиционеров необоснованными. «Применение текущего законодательства к событиям пятнадцатилетней давности выглядит весьма сомнительно, в том числе и потому, что лесное законодательство за этот период менялось уже три раза», – заявила «НГ» пресс-секретарь Рослесхоза Анжелика Кондикова. По ее словам, «оценка ущерба не имеет ничего общего с реальностью и носит характер юридической фантазии». «Мы готовы к совместной работе с МВД, но представители этого ведомства не идут с нами на контакт», – пожаловалась Анжелика Кондикова. Работники пресс-службы правительства Московской области заявили «НГ», что они «не собираются комментировать весь этот бред».
Однако споры вокруг подмосковной земли выходят за рамки межведомственной склоки. «Правовая неопределенность в статусе подмосковных земель, как в определении их категории и вида разрешенного использования, так и в вопросах о собственности, создает трудности с оборотом земель, препятствует инвестированию в девелоперские проекты», – считает глава аналитического департамента юридической фирмы «Вегас-Лекс СНГ» Максим Черниговский. По его словам, далеко не у всех муниципалитетов хватает профессиональных ресурсов для того, чтобы правильно оформить новые границы поселения, разграничить собственность на земельные участки и юридически корректно передать их под строительство. «Добросовестные приобретатели, получившие землю на основании возмездных сделок, не могут быть лишены собственности. Однако в отношении земель, которые сейчас числятся на балансе муниципальных образований, сделки по их приватизации могут быть приостановлены», – говорит юрист.
Несколько иначе оценивает ситуацию главный юрист фирмы «Мегаполис Лигал» Елена Турецкова. «В данном случае даже государственная регистрация права собственности на землю у покупателя не гарантирует ему сохранение права на землю. Конечные покупатели земель, которые ранее входили в Лесной фонд, могут пострадать в случае признания судом незаконности перевода лесов в категорию земель населенных пунктов и как следствие незаконности муниципальной собственности на такой земельный участок», – поясняет юрист. По ее словам, опасность утраты титула собственника земельного участка есть всегда. При этом для гарантии прав конечного покупателя документы должны быть правильно оформлены местными властями. А также в точном соответствии с законом должна быть проведена вся процедура передачи лесного участка в муниципальную собственность, а позже – в частную. «Проблема в том, что покупатель не всегда может проконтролировать все эти процедуры», – поясняет Турецкова.
«Перед покупкой необходимо запросить «историю» за 10–15 лет, чтобы удостовериться в законности статуса земли. Также следует проверить полномочия чиновников, принимавших решения по сделкам. От этой информации и будут зависеть права владельца», – советует замгенерального директора «Национальной риэлторской группы» Алена Каприелова.