Приобретая билет на поезд, хочешь не хочешь, придется купить страховку у ЖАСО.
Фото Петра Касcина (НГ-фото)
Вчера Федеральная антимонопольная служба (ФАС) рассматривала дело в отношении ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) по признакам нарушения Закона «О защите конкуренции». Поводом для его возбуждения послужили обращения пассажиров с жалобами на навязывание им полисов добровольного страхования ОАО «ЖАСО», компании, аффилированной с РЖД. За день разобраться в коллизиях этого вопроса не удалось, дело отложено на 11 марта до получения новых материалов.
Сегодня на любом вокзале кассиры ОАО «РЖД» при продаже билетов оформляют полисы добровольного страхования пассажиров одновременно с проездными документами (билетами) с использованием терминалов автоматизированной системы управления АСУ «Экспресс». По факту получается, что каждый пассажир поезда дальнего следования независимо от своего желания приобретает полис, стоимость которого колеблется от 15 до 100 руб., а страховая сумма – от 135 тыс. до 650 тыс. руб. Согласно условиям добровольного страхования, если, например, в пути пассажир пострадал от несчастного случая, то компания обязуется оказать ему помощь по доставке в ближайшее медучреждение. Кроме того, «ЖАСО» произведет страховые выплаты в размере 0,3% страховой суммы за каждый день непрерывного лечения начиная с первого дня (за травмы лица, шеи, ушных раковин по 0,5%), при установлении инвалидности – от 35 до 100% и оплатит стоимость расходов на оказание медицинской помощи до 50 тыс. руб.
Однако не все пассажиры рады этим услугам. «Забодали поборы на ж/д вокзалах. Всучивают свои «добровольные» страховки всем подряд», – написал, например, клиент «ЖАСО» под ником Рома на сайте 711.ru, который специализируется на юридической помощи по страхованию. Недовольны и конкуренты. Еще в мае 2004 года комиссия ФАС рассматривала аналогичное дело против компании. Тогда из содержания обращения в ФАС обиженных конкурентов следовало, что по требованию руководства ОАО «ЖАСО» ФГУП «Московская железная дорога» и ОАО «РЖД» создавали особые, привилегированные условия работы ОАО «ЖАСО» на железнодорожном транспорте. В частности, руководство железной дороги запрещало своим сотрудникам работать с другими страховщиками, которые также реализовывали полисы добровольного страхования пассажиров от несчастных случаев, с тем чтобы создать эксклюзивные преференции только одной страховой компании – ОАО «ЖАСО». При этом сотрудников предупреждали о персональной ответственности, вплоть дo освобождения от работы, в случае невыполнения указанных требований. Тогда комиссия признала, что ОАО «ЖАСО» и ОАО «РЖД» осуществляли согласованные действия по ограничению доступа на рынок финансовых услуг или устранению с него других финансовых организаций, однако дело против них прекратила, так как железнодорожники добровольно устранили нарушения антимонопольного законодательства. Теперь, судя по всему, история повторяется.
В самой ЖАСО отказались комментировать результаты тяжбы в ФАС. «Вся информация будет не ранее среды», – заявил сотрудник юридического управления компании. Однако известно, что в «ЖАСО» неизбежность добровольного страхования обосновывают тем, что суммы выплат по обязательному страхованию, которое было введено указом президента Бориса Ельцина еще в 1992 году, явно недостаточны. В соответствии с ним все пассажиры в поездах дальнего следования, за исключением международных, подлежат обязательному страхованию на время поездки, а страховой взнос в размере 2,30 руб. включается в стоимость билета при его продаже. Страховая сумма по нему составляет лишь 12 тыс. руб., и если, например, пассажир переломает себе руки, то он по обязательному страхованию получит страховую выплату в размере 600 руб., при ожоге кипятком и прохождении курса лечения в течение 12 дней – около 432 руб.
С этой точкой зрения согласен и президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Александр Коваль. «Этот указ архаичен и давно подлежит отмене, так как сумма ответственности по нему уничижительно мала. Но до сих пор его никто не отменил», – сказал глава ВСС, напомнив, что в прошлом году были приняты поправки в Воздушный кодекс, по которому сумма аналогичной ответственности авиаперевозчиков составляет уже 2 млн. руб. «Минтранс готовит концепцию обязательного страхования ответственности перевозчика на железнодорожном транспорте. Давайте определим эти суммы как минимум в 2 миллиона рублей, и тогда все встанет на свои места», – считает Александр Коваль.