Томские антимонопольщики начали делопроизводство в отношении ООО «Томсктелесети» («Томтел») по признакам нарушения ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции». Компания «Томсктелесети», доминирующая на рынке кабельного телевидения областного центра, по мнению УФАС, навязывает своим потребителям невыгодные для них условия договора. Руководитель Томского управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Владимир Шевченко заявил, что аналогичных дел в ближайшее время можно будет ожидать по всей России.
Компания «Томсктелесети» заключала с клиентами абонентский договор о предоставлении услуг кабельного телевидения, в числе которых был тариф «Эфирный пакет», включавший 15 каналов. Абонентная плата за «Эфирный пакет» составляла 60 руб. в месяц, при этом договор являлся бессрочным. Содержание «Эфирного пакета» соответствовало количеству и составу каналов, которые можно принимать в эфире Томска и без услуг кабельного телевидения. Желающим «Томтел» предоставлял «Спутниковый пакет» (55 каналов) по цене 275 руб. в месяц.
С января текущего года ООО «Томсктелесети» стало информировать своих абонентов об увеличении с 1 февраля «Эфирного пакета» с 15 до 55 каналов и соответственно об увеличении абонентской платы до 275 руб. в месяц. Льготникам предлагалась скидка в размере 50%. Таким образом, компания информировала потребителей услуги «Эфирный пакет» о прекращении предоставления данной услуги. Услугами «Эфирного пакета» до Нового года воспользовались 12 тыс. томичей. После того как компания «Томсктелесети» перешла на 55 каналов, около тысячи воспользовались пятидесятипроцентной скидкой, расторгли договор лишь около двухсот абонентов. Местные эксперты утверждают, что часть абонентов заняли выжидательную позицию и наблюдает за тем, в чью пользу завершится спор между УФАС и «Томтелом».
По заявлению представителей УФАС, руководство «Томсктелесетей» не представило никаких расчетов относительно изменений условий предоставления услуг. Следовательно, своими действиями компания навязывает потребителям условия договора, невыгодные для них и не обоснованные экономически, а также без достаточных оснований прекращает производство товара, на который имеется спрос, что ущемляет интересы абонентов.
Руководство «Томтела» пояснило, что изменение тарифа «Эфирный пакет» экономически и технологически обосновано: тариф изначально был введен для малообеспеченных жителей Томска и в течение пяти лет компания при предоставлении этой услуги несла дополнительные расходы. По словам представителей «Томсктелесетей», решение об изменении тарифа «Эфирный пакет» принято в связи с качественным улучшением состава пакета программ (увеличение их количества), а увеличение абонентской платы было согласовано с Департаментом социальной защиты населения Томской области в рамках предоставления льгот для социально не защищенных слоев населения города.
В ответ на претензии бывших клиентов директор «Томсктелесетей» Григорий Ерошевский пояснил, что смена тарифа не влечет за собой обязанности получения услуги и абонент может выбирать: пользоваться кабельным телевидением по новой цене или расторгнуть договор.
Однако Григорий Ерошевский не упомянул об обязательном условии свободного рынка – возможности клиента в случае недовольства обратиться к конкурентам. В Томске сегодня это сделать очень сложно – в домах, которые обслуживает «Томтел», другие телекоммуникационные компании зачастую не представлены. Владимир Шевченко на одной из пресс-конференций сказал, что у него даже есть впечатление о некоем сговоре между компаниями, в результате которого город был разделен на зоны влияния.
Обстоятельства этого дела, по существу, будут рассмотрены в судебном порядке 26 февраля.
Томск