Катастрофическое обесценивание пенсионных накоплений граждан, находящихся в распоряжении государственного ВЭБа принуждает власти к принятию радикальных мер. Как заявил в субботу вице-премьер и глава Минфина Алексей Кудрин, «в конце текущего года или начале следующего» правительство выберет управляющие компании, которые смогут инвестировать эти средства с большей эффективностью.
В ходе визита в Токио Кудрин напомнил, что 30 января на базе Стабфонда были созданы Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Причем для второго фонда, по его словам, правительство готовит порядок управления, предусматривающий инвестирование в корпоративные бумаги – облигации и акции. «Россия и сейчас инвестирует в мировой финансовый рынок, но она инвестирует в государственные ценные бумаги стран с самым высокими рейтингами надежности, – отметил глава Минфина. – Сейчас мы определили примерно год подготовки использования механизма, предусматривающего наем управляющих компаний (УК), которые будут профессионально управлять этими средствами. Такая подготовка идет, мы планируем завершить эту работу к концу текущего года и, возможно, отобрать эти компании. Или это может произойти в начале следующего года».Как пояснил Кудрин, средства фонда будут направляться в объеме не более 5% для одной компании.
Кроме того, Алексей Кудрин сообщил о готовности разработать до конца года поправки в законодательство, позволяющие передавать аккумулированные под управлением Внешэкономбанка (ВЭБа) пенсионные накопления частным управляющим компаниям.
В настоящее время для управления пенсионными средствами определены 55 частных УК и негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Из них, как ранее предлагал МЭРТ, может быть отобрано 10–12 компаний, которые смогут распоряжаться средствами «молчунов», тех граждан, кто не заявил о переводе своих пенсионных накоплений из-под управления ВЭБа в частные компании.
Как уже писала «НГ» (см. номер от 06.02.08), доходность размещения пенсионных средств в ВЭБе – 5,98% – по итогам прошлого года оказалась почти в два раза ниже официальной инфляции 11,9%. Это значит, что накопления будущих пенсионеров под управлением государства в прошлом году обесценились на 5,92%, что – худший показатель за последние четыре года с начала пенсионной реформы. Впрочем, высокая инфляция существенно подпортила также результаты частных компаний и НПФ, которые также не смогли достичь доходности, хотя бы немного превышающей ее уровень. В среднем доходность частных компаний составила от 7 до 10%.
С другой стороны, мировой финансовый кризис и панические настроения, которые периодически охватывают фондовые площадки, создают впечатление рискованности подобных экспериментов с пенсионными средствами. Однако, как отмечают опрошенные «НГ» эксперты, вложения пенсионных средств – операция долговременная, рассчитанная, как правило, на 15–20 лет. «Один год может быть неудачным, однако если смотреть на достижения трех-пяти лет, картина резко меняется, – считает руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. – Если есть кризис, то теряют все, от этого никуда не деться, но для ВЭБа неудачным является почти каждый год, что, впрочем, в вину ему ставить сложно, поскольку он по закону может вкладываться только в государственные ценные бумаги – высоконадежные, но малодоходные».
По итогам последних четырех лет доходность пенсионных вложений ВЭБа выходила в плюс лишь в 2005 году, когда она превысила инфляцию на 1,28%. В 2006 году отрицательная доходность составила 3,3%, в 2004 году – 4,37%. Между тем показатели частных УК и НПФ только за 2006 год составили в среднем выше 20%, а больше половины таких компаний смогли добиться уровня в 25–40%, застраховав себя, таким образом, от потерь 2007 года.
«Идея перевода части пенсионных средств под управление частных компаний обсуждается несколько лет, к сожалению, безрезультатно», – отмечает Гонтмахер. Как отмечают аналитики, неэффективность пенсионных накоплений, которую демонстрирует государство, потенциально чревата сразу несколькими рисками. Во-первых, деньги просто тают под действием инфляции, что рано или поздно выведет проблему из чисто экономической в политическую плоскость – когда пенсии платить будет просто нечем. Во-вторых, уже сегодня явно виден перекос – большая часть средств населения тратится на текущее потребление, поскольку нормальных инструментов для инвестирования просто не существует. «Недвижимость уже достигла заоблачных цен, так что этот вариант просто не рассматривается, – отмечает Гонтмахер. – Зато резко растет спрос на автомобили как наиболее доступный способ вложения накоплений». Это положение, по его мнению, необходимо ломать, и перевод «длинных» пенсионных денег в частное управление мог бы отчасти решить эту проблему.