Минфин выступил с новой порцией обещаний снизить инфляцию. В пятницу министр финансов, вице-премьер Алексей Кудрин заявил, что в феврале она составит 1–1,2% против 2,3% в январе. По его словам, такая динамика позволит уложиться в прогноз правительства по итогам года – 8,5%. Эксперты не разделяют оптимизма Кудрина и предсказывают новые скачки цен, в частности, могут резко подорожать мясопродукты.
«В этом году мы поставили задачу сбить инфляцию до уровня 8,5%, а к 2010 году мы планируем добиться 6%», – сообщил Алексей Кудрин на заседании Госдумы в пятницу. По его словам, в этом году не будет такого же скачка цен на продовольствие, который был годом ранее и подстегнул инфляцию. Что касается главного фактора прошлогодней высокой инфляции – большого притока капитала, то в текущем году с точки зрения инфляции ситуация даже более благоприятная. Денег, по расчетам министра, притечет в страну либо в два раза меньше прошлогодних 82 млрд. долл., либо столько же.
Тем не менее начало года оказалось просто провальным – по официальным данным, инфляция в январе составила 2,3%. Февраль, по прогнозам Минфина, будет более спокойным – инфляция не превысит 1–1,2%. Первый зампред Банка России Алексей Улюкаев уже сообщил, что за первую неделю февраля инфляция составила лишь 0,3%. Видимо, это явилось поводом для определенного оптимизма.
Впрочем, большинство экспертов этого оптимизма не разделяют, они убеждены, что повышенный инфляционный фон сохраняется. Что же касается февраля, то по его результатам трудно делать прогнозы на год. «Февральское замедление инфляции больших вопросов не вызывает. Если проанализировать динамику последних лет, то между январем и февралем всегда происходит снижение инфляции. В феврале она всегда меньше, чем в январе, потому что перестает действовать сезонный фактор», – считает главный экономист «Уралсиба» Владимир Тихомиров. По его словам, сезонный фактор заключается, во-первых, в повышении тарифов, которые в январе обычно дают высокий скачок инфляции. Второй момент – выход дополнительных денег на рынок, связанный с выплатами ежегодных премий, особенно в госсекторе. Обычно они выплачиваются в конце декабря, но их реальный инфляционный эффект виден только в январе.
Третий фактор – к февралю заканчивается цикл сезонного повышения цен на плодоовощную продукцию. Цены на продовольствие обычно достигают пика в январе, в феврале они уже не растут такими темпами, а со второй половины марта начинают снижаться. «Поэтому в феврале можно было ожидать снижения темпов инфляции. У меня был прогноз по инфляции на февраль – 1,3%, а на январь – 2,1%. В реальности в январе вышло чуть больше – 2,3%. Можно предположить, что в феврале инфляция составит 1,6–1,7%. Но она точно будет ниже январской – меньше 2%», – уточняет Тихомиров. Впрочем, он считает, что пик инфляции еще не пройден. «Тенденции на мировых рынках показывают, что цены на зерно еще продолжают расти, и это явно будет сказываться на нашем рынке. Второй момент – в январе Евросоюз заявлял, что весной собирается отменить субсидии на мясопродукты, и это может привести к скачку цен на мясопродукты на мировых рынках, включая Россию. Так что я бы не сказал, что влияние внешнего фактора, который сыграл такую большую роль в инфляционном скачке, произошедшем осенью, уже прошло. Мы еще можем увидеть неприятные сюрпризы», – считает экономист.
С этой точкой зрения совпадает и мнение эксперта Экономической экспертной группы (ЭЭГ) Марии Катарановой. Она считает, что сравнивать февраль с январем вообще некорректно. «В январе происходит одномоментное повышение тарифов, регулируемых государством: в первую очередь на услуги ЖКХ, транспорт и т.д. Очевидно, что все последующие месяцы инфляция, как правило, меньше, чем в январе. Но пока сложно сказать, насколько реально это замедление инфляции относительно того повышенного инфляционного фона, который наблюдался в конце прошлого – начале этого года». По ее словам, можно ожидать нового всплеска уже в мае, после того как перестанет действовать соглашение о замораживании цен на основные продукты питания. При этом, по прогнозам Катарановой, на протяжении весенних месяцев, пока будет действовать соглашение, показатели инфляции будут умеренными – возможно, чуть выше, чем в соответствующие месяцы прошлого года. По ее мнению, в грядущем всплеске роста цен будет отражен наблюдаемый в последние месяцы рост бюджетных расходов. Более корректно давать прогнозы на год только по итогам первого полугодия, когда уже можно будет оценить данные по сбору урожая. «В первое полугодие прошлого года была стабильная и достаточно низкая инфляция, что позволило тогда даже пересмотреть прогнозы на год в сторону понижения. Но на самом деле все сложилось иначе», – напоминает экономист.
А по мнению экспертов Merrill Lynch, инфляция в 2008 году наверняка превысит 10%. Как заявила на прошлой неделе главный экономист Merrill Lynch по России и странам СНГ Юлия Цепляева, итоги прошлого года и статистика января ясно говорят, что инфляция в России будет двузначной, а правительственный прогноз в 8,5% абсолютно нереалистичен.