Дмитрия Медведева взволновала дороговизна внутрироссийских авиаперелетов.
Фото Reuters
Кампания по выборам президента накладывает отпечаток на действия и обещания отраслевых министерств. Вчера глава Минтранса Игорь Левитин пообещал преемнику Владимира Путина, первому вице-премьеру Дмитрию Медведеву вдвое – до 10–15 тыс. руб. снизить цену на авиабилеты из Центральной России на Дальний Восток. Взамен министр попросил правительство снять ограничительные пошлины на ввоз в страну более экономичной иностранной авиатехники и резко увеличить финансирование своей отрасли.
«Билет из Хабаровска в Москву стоит гораздо больше 20 тысяч рублей, – подчеркнул вчера на совещании в Хабаровске, посвященном вопросам развития Дальнего Востока и Забайкалья, Дмитрий Медведев и задал вопрос Игорю Левитину: – Какая может быть оптимальная цена билета, если мы сможем заняться и субсидированием авиакомпаний, и развитием конкуренции на этом направлении?» В ответ глава Минтранса заявил, что «при конкуренции и субсидировании цена билета составит 10–15 тысяч рублей, ниже быть не может». По его данным, в настоящее время проводится оценка стоимости авиабилетов и расходов перевозчика на дальнемагистральных авиалиниях, при этом в цене билета около 40% – расходы на топливо, и основная субсидия государства должна быть именно по горючему. Кроме того, добавил Игорь Левитин, снизить стоимость авиаперелета можно с помощью дотаций из федерального бюджета в аэропортовую деятельность на Дальнем Востоке, поскольку «сегодня здесь очень высокие тарифы в аэропортовой деятельности, которые касаются поддержки самой инфраструктуры аэропортов». Не забыл Левитин помянуть и о программе развития транспортной инфраструктуры, стоимость которой оценивается в 21 трлн. руб., из которых 7,9 трлн. руб. должны поступить из федерального бюджета.
Взамен снижения цен на билеты дальневосточникам Левитин попросил других уступок авиаперевозчикам. В частности, министр напомнил, что его ведомством «предложено рассмотреть вопрос о снятии пошлин на самолеты вместимостью до 50 кресел – это Як-40, Ан-24, которые используются региональными перевозчиками». «Не нанесем ли мы ущерб отечественным производителям путем снятия пошлин на перевозки такими самолетами?» – уточнил первый вице-премьер. «Ущерба не будет, потому что такие самолеты в России не производятся, но используются именно в Сибири и на Дальнем Востоке», – заверил его Левитин. Кроме того, он предложил снять ввозные пошлины на дальнемагистральные самолеты, «которые не выпускаются и не будут выпускаться в РФ».
Эксперты разошлись в оценках выполнимости и экономической целесообразности предложений Минтранса. «Если говорить о стоимости билетов в 10–15 тысяч рублей по маршруту, скажем, Москва–Южно-Сахалинск или Москва–Владивосток, то как единоразовая акция такая цена вполне реальна, – считает руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. – Однако как постоянно действующая она с экономической точки зрения совершенно невозможна. Если государство просто готово доплачивать за билеты в виде компенсации, то тогда вообще вопросов нет – можно сделать билеты вообще бесплатными, были бы деньги». По данным эксперта, в настоящее время стоимость заправки самолета Ил-62 из Южно-Сахалинска в Москву стоит около 1,5 млн. руб. – учитывая среднюю загрузку в 100 пассажиров, получаются как раз те самые 15 тыс. руб., но это только компенсация за топливо, не учитывая остальных затрат. При этом цена авиационного керосина в Южно-Сахалинске выше, чем не только в Европе, но и в куда более близкой Южной Корее. «Следует вывод: если государство хочет тратить деньги, чтобы поддерживать авиамонополистов, тогда – вперед, – полагает Пантелеев. – Но пока оно предпочитает сжигать дорогое топливо в неэффективных воздушных судах».
Директор департамента инвестиционного проектирования компании «2К Аудит – Деловые консультации» Светлана Савченко считает, что 10–15 тыс. руб. – вполне реальная стоимость авиабилета, существующая на данное время. «В «несезон» билет в оба направления из Москвы на Дальний Восток можно купить от 11 тысяч рублей, – говорит аналитик. – Однако с конца весны по начало осени стоимость на авиабилеты по этому маршруту увеличивается примерно в два раза. Тем не менее зимние цены позволяют предположить, что стоимость билета в пределах 15 тысяч рублей вполне реальна. Кроме того, Левитин предложил достаточно большую вилку, а значит, установив цену ближе к верхней границе, фактически обещание выполнят».
Что же касается пошлин, то, как считает Олег Пантелеев, государство должно наконец-то определиться – то ли оно поддерживает собственного производителя, то ли разрешает беспошлинно ввозить аналогичную технику иностранного производства. «Сейчас проходит заводские испытания и готовится к сертификации Ил-96-400 вместимостью свыше 300 кресел, – поясняет эксперт. – Самарский «Авиакор» уже выпускает Ан-140 вместимостью около 50 кресел. Что же получается – одной рукой поддерживаем отечественного производителя, а другой – открываем путь конкурентам?» К тому же отмена пошлин, о которой просит глава Минтранса, уже действует – с 6 февраля 2008 года вступили в силу таможенные пошлины, действующие 9 месяцев с нулевой ставкой на самолеты с количеством посадочных мест более 300, и 20% – на среднемагистральные самолеты. «Так как в настоящее время дальнемагистральные самолеты российский авиапром не выпускает, действующая нулевая пошлина будет способствовать обновлению отечественного авиапарка, а сама отечественная авиапромышленность при этом не пострадает, – полагает Светлана Савченко. – Что же касается пошлины на среднемагистральные самолеты, то она устанавливается в размере 20%, что фактически обеспечивает конкурентоспособность нового «Сухого Суперджет», на который и делает ставку российский авиапром».