Жилье в Москве вновь серьезно подорожало. По данным аналитического центра IRN.RU, за январь долларовые цены выросли на 4%, а рублевые – еще больше. Сигналом к взвинчиванию цен послужил случившийся в середине января обвал котировок на фондовом рынке. Продавцы квартир решили по максимуму заработать на панических настроениях покидавших рынок акций инвесторов.
По данным IRN.RU, индекс стоимости жилья в столице за январь вырос до 4487 пунктов против 4319 долл. за метр в декабре. Сильнее всего подорожало относительно дешевое жилье – хрущевки и типовые панельные дома. По словам руководителя IRN.RU Олега Репченко, основной причиной столь заметного роста стал кризис на мировых финансовых рынках, который привел к обвалу котировок российских ценных бумаг. «Паника с фондового рынка перекинулась на рынок недвижимости. Вряд ли здесь уместно говорить о прямом влиянии, скорее это влияние психологическое. Многочисленные разговоры о финансовом кризисе продавцы квартир восприняли как сигнал к повышению цен предложений», – сообщил «НГ» Олег Репченко.
По мнению гендиректора Russian Research Group (RRG) Дениса Колокольникова, нет ничего удивительного, что цены в январе заметно выросли. «Стабильная динамика роста отмечается с осени. По нашим данным, с середины октября по начало февраля столичная недвижимость подорожала на 16%», – уточнил Колокольников. По его словам, росту цен в январе способствовало сразу несколько факторов. С одной стороны, увеличился спрос на квартиры. «В ноябре и декабре объем предложений колебался от 16 до 19 тыс. А за последние две недели января объем предложений находился на уровне 12–13 тыс. Это говорит о том, что квартиры достаточно быстро уходят с рынка. Это показатель серьезного роста спроса». С другой стороны, по его словам, сказался кризис на фондовом рынке. «Инвестиции уже потекли на рынок недвижимости, можно говорить о росте инвестпокупок», – уточняет Колокольников. В такой ситуации, убежден он, недвижимость может стать хорошей альтернативой инвестициям в акции.
«Если учитывать темпы роста цен за последние три месяца, то доходность инвестиций в недвижимость составляет около 50% годовых. Нельзя сбрасывать со счетов и арендные доходы, хоть они и не столь велики. К тому же не все инвесторы, вкладывающиеся в недвижимость в нестабильной ситуации, ставят перед собой цель быстро заработать, для них важнее сохранить свои сбережения, не потерять их», – уточняет гендиректор RRG.
Эксперты агентства Rway негативно оценивают возможность такого перераспределения средств. «Я допускаю, что игроки фондового рынка могут попытаться часть своих средств, чтобы диверсифицировать риски, перевести в объекты недвижимости. Ведь в России не действует налог на недвижимость, рассчитанный исходя из рыночной стоимости, который является общепринятым в мире. Это позволяет некоторым игрокам иметь в собственности достаточно большие объемы жилья», – говорит руководитель информационно-аналитического агентства Rway Александр Крапин. По его мнению, это негативно скажется на рынке недвижимости и только усилит депрессивное состояние, в котором рынок сейчас находится.
По мнению Олега Репченко, если ситуация на фондовом рынке стабилизируется, то паника на рынке недвижимости пройдет. К марту рост цен остановится либо не будет превышать 2% в месяц. Он также считает, что не произойдет и массового перетока средств с фондового рынка в столичное жилье: «Сейчас цены на московские квартиры очень высоки, уже нет таких перспектив роста, как год или два года назад. Столичное жилье не будет дороже, чем в Лондоне. К тому же недвижимость – низколиквидный актив, это не акции, которые можно скинуть за один день. Инвесторы пойдут туда, где доходность выше, выберут те активы, которые еще не переоценены. Это может быть зарубежная недвижимость, земля в Подмосковье, объекты коммерческой или торговой недвижимости, недвижимость в российских регионах».