При хорошем товарном виде россияне купят овощи и фрукты, не глядя на ценники.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Одним из локомотивов высокой инфляции в январе стал беспрецедентный рост цен на овощи и фрукты. За первый месяц 2008 года они увеличились на 8,3% против 4,1% в январе 2007 года, и дальнейший прогноз неутешителен. В ближайшие месяцы быстрого роста цен на плодоовощную продукцию не избежать, так как внутреннее производство овощей падает, а изгнание с рынков торговцев из СНГ нарушило их поставки из ближнего зарубежья.
В прошлом году произошло двукратное – с 10,3% до 22,3% – ускорение роста цен на плодоовощную продукцию. При этом, как заявил на днях замглавы МЭРТа Андрей Белоусов, в 2008 году удорожание в этом секторе приобрело новые масштабы. За январь овощи и фрукты выросли в цене на 8,3%, тогда как в январе 2007 года – на 4,1%. Рост цен на плодоовощную продукцию выделяется даже на фоне подорожания остального продовольствия.
Между тем меры тарифного регулирования практически исчерпаны, так как импортные пошлины на овощи были троекратно – с 15 до 5% – снижены с 15 января 2008 года. «Это несколько поддержало предложение на рынке, но с точки зрения динамики цен ощутимого эффекта не дало», – заметил Андрей Белоусов, добавив, что динамика роста цен на импортные овощи, доля которых на рынке составляет 10–11%, подскочила почти на 40%.
При этом за последние три года при росте реальных доходов населения в 1,4 раза производство овощей выросло всего на 6%, а в прошлом году – вообще сократилось. В серьезном отставании производства и предложения овощей от растущего спроса чиновник фактически обвинил прежнее правительство. Представитель МЭРТа впервые признал, что деятельность по упорядочению занятых на розничных рынках работников, иными словами, введенный год назад запрет на торговлю гражданам из СНГ, объективно способствовала ослаблению цепочек завоза импортной продукции и повышению цен на импорт.
С этой точкой зрения согласен научный руководитель Института экономики Евгений Гонтмахер, который напомнил, что многие экономисты еще до принятия этих мер предупреждали, что они «приведут к повышению торговых цен на рынках, и прежде всего на плодоовощную продукцию». «Совершенно верно, только я не понимаю, почему тогда Минэкономразвития этому не препятствовало», – сказал экономист.
В МЭРТе считают, что главное в сложившейся ситуации – обеспечить каналы сбыта, так как 79% российских овощей и 89% картофеля производится в низкотоварных хозяйствах и половина этой продукции традиционно реализуется на рынках. «Закон о розничных рынках», который предусматривает серьезные льготы для сельскохозяйственных рынков, пока работает только на бумаге, и фактически крестьяне по вине чиновников отрезаны от покупателя, так как из общего числа перерегистрированных на 1 января рынков только 4% являются сельскохозяйственными, а имеющихся 3,5 тыс. ярмарок для полноценного сбыта продукции крайне недостаточно. «Этого, конечно, очень мало», – сказал Андрей Белоусов, возложив провал за организацию работы на Минсельхоз, который не желает возглавить эту деятельность в регионах.
«Более того, в рамках нацпроекта по развитию АПК предполагались разные меры по приближению товаропроизводителя к потребителю, например создание заготовительных пунктов. Но эта система не работает, так как Минсельхоз отстаивает интересы крупных производителей, прежде всего зерна и мяса, – считает Евгений Гонтмахер. – И получается, что нацпроект в этой своей части не работает».
По мнению Гонтмахера, в сложившейся ситуации Минсельхозу надо заниматься «черновой работой» в глубинке и вместе с регионами разрабатывать программы по стимулированию мелкого производителя. «На это надо тратить деньги, так как сейчас либо эту продукцию по бросовым ценам закупают перекупщики, которые ее передают дальше, либо она просто сгнивает».
Экономисты считают, что быстрый рост цен на плодоовощную продукцию продолжится. «Положение села во многом обусловлено наследием тех лет, когда крестьян отучали от работы на земле. Проблему нужно решать кардинально путем развития рыночного сельского хозяйства, но это пока не очень получается, – говорит начальник финуправления банка «Москва-Сити» Александр Смирнов. – Собственное производство у нас практически не растет, а темпы импорта будут расти. Продолжится и рост цен на овощи». «Из-за нехватки мелких торговых точек проблемы с плодоовощной продукцией у нас будут не только весной, когда традиционно обостряется ее дефицит, но и летом и даже осенью», – полагает Евгений Гонтмахер.