Леонид Григорьев не видит причин гордиться сверхнакоплениями ЗВР.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Опасность мирового кризиса для России слишком преувеличена, неэффективность правительства грозит стране гораздо более серьезными опасностями. С таким предупреждением в четверг выступили ведущие независимые российские экономисты из группы «Сигма». По их словам, в исключительно благоприятной внешнеэкономической ситуации российское правительство уже спровоцировало четыре мини-кризиса. А неадекватные меры по борьбе с инфляцией доказывают, что рукотворные кризисы наверняка повторятся в ближайшие годы.
«Нынешнее бегство капитала с развивающихся рынков может к концу года смениться новым притоком, и этот фактор сам по себе не угрожает экономике России, проблемы которой носят более глубокий характер», – заявил вчера руководитель «Экономической экспертной группы» Евсей Гурвич. В частности, растущая инфляция объясняется перегревом российской экономики, чего, по мнению Гурвича, вероятно, не осознает правительство. «Судя по списку легковесных антиинфляционных мер, власти не понимают, что необходима политика замедления темпов роста ВВП за счет ограничения кредитов и бюджетных расходов, однако эти меры даже не обсуждаются в правительстве», – пояснил Гурвич. Опасными признаками перегрева российской экономики являются ее неспособность удовлетворить быстро растущий внутренний спрос, нехватка рабочей силы, удорожание кредитов и предельная загрузка производственных мощностей.
Неспособность удовлетворить внутренний спрос сохранится надолго из-за недостатка инвестиций. Об этом говорит, в частности, аномально низкая норма накоплений в России, которая последние годы не превышает 18% ВВП, тогда как в развивающихся странах она превышает 25%, а в Китае или Азербайджане находится на уровне 40–45% ВВП. «Из-за неразвитой финансовой системы наши внутренние сбережения не инвестируются в развитие, а складируются на счетах Минфина и ЦБ, которые не знают, что с ними делать», – говорит президент фонда «Институт энергетики и финансов» Леонид Григорьев. По его словам, каждый доллар золотовалютных резервов, которыми гордится правительство, – это несделанные капитальные вложения в экономику, которые консервируют ее неразвитость.
«Декларируемая властями стабильность – это миф, а реальная политика ведет страну к загниванию и кризисам», – считает руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. По его словам, неэффективное государство подминает под себя все значимые сектора экономики, что снижает ее конкурентоспособность. «Доказательством абсурдности этой политики являются планы по созданию фармацевтической госкорпорации, которая должна вытеснить бизнес из этой прибыльной сферы деятельности», – говорит Гонтмахер. Одновременно государство практически заморозило расходы на образование и здравоохранение, что закрывает возможность модернизации страны.
«Государство остается самым слабым звеном в экономике, которое постоянно провоцирует рукотворные кризисы», – уверен президент Института национального проекта «Общественный договор» Александр Аузан. По его словам, кабинет Фрадкова за время своего существования умудрился спровоцировать четыре кризиса, для которых не было никаких объективных оснований: банковский в июне 2004 года, кризис монетизации в январе 2005 года, а также два кризиса на алкогольном рынке в 2006 и 2007 годах.
Масштабы нынешнего финансового кризиса и последствия для России экономисты обрисовать не смогли. «До апреля – то есть до появления американской статистики за первый квартал – нервозность финансовой системы сохранится, а кредитные рынки скорее всего останутся закрытыми для российских компаний», – считает Леонид Григорьев. Текущая статистика, по его словам, не позволяет сделать однозначный вывод о начале рецессии. Тревогу инвесторов вызывают паника на фондовых рынках, спад потребительских расходов, а также кризис на рынке жилья в США. Одновременно есть и оптимистические данные – растущий экспорт и производственные инвестиции, а также положительный рост в IV квартале 2007 года на уровне 0,6% ВВП. «Развивающиеся рынки могут пострадать в меньшей степени, чем сами США, а снижение процентной ставки в США может в перспективе вновь открыть рынок иностранного капитала для России», – считает Евсей Гурвич.