Гурбангулы Бердымухамедов намерен обнародовать истинный размер газовых богатств своей страны.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Похоже, что одна из самых интригующих тайн мирового энергетического рынка вскоре будет раскрыта. На днях госинформагентство Туркменистана (TDH) сообщило о решении Ашхабада провести в этом году международный аудит крупнейших углеводородных месторождений страны – Гунорта Елотен и Осман. К аудиту привлекут «известную международную компанию», с которой уже ведутся переговоры. Впоследствии планируется провести общую оценку газовых запасов Туркмении. До сих пор в их гигантские размеры приходилось верить, полагаясь на слова туркменского руководства.
Не исключено, что запасы окажутся достаточными для того, чтобы удовлетворить долгосрочные запросы всех покупателей туркменского газа, которые нервно следят за попытками Туркменистана диверсифицировать свой экспорт, опасаясь, что диверсификация будет проведена за их счет. Это, в частности, относится к России, Китаю, Украине, Ирану и странам Евросоюза.
По сообщению TDH со ссылкой на Министерство нефтегазовой промышленности и минеральных ресурсов страны, международная сертификация запасов позволит Туркменистану решить сразу несколько задач. Во-первых, перевести основную часть прогнозных ресурсов углеводородов в запасы промышленных категорий, во-вторых, стимулировать приток иностранных инвестиций и, наконец, сделать возможным «получение кредита во всех мировых банках, требующих гарантий возврата своей ссуды». Напомним, что к услугам международных экспертов Туркменистан обращается уже не в первый раз. В 2004 году американская консалтинговая компания DeGolyer & MacNaughton уже проводила оценку запасов крупнейшего в стране Давлетабадского газового месторождения, а Gaffney, Cline & Associates Ltd. (Великобритания) сертифицировала запасы ряда газовых месторождений на востоке Туркменистана.
Впрочем, результаты исследований так и не были обнародованы, что дало повод большинству экспертов усомниться в способности Туркменистана выполнить все запланированные и уже подписанные долгосрочные контракты по поставкам газа в Россию, Европу, Китай, Иран и т.д. Прежний глава страны Сапармурат Ниязов на посулы не скупился, заявляя о грандиозных потенциальных запасах. «У нас есть все возможности надежно обеспечить потребности в голубом топливе всех наших партнеров в России, Иране и Украине, – заявлял он в апреле 2003 года на заседании туркменского правительства. – Наши подземные кладовые содержат 22,5 триллиона кубометров природного газа».
По официальным туркменским данным, опубликованным в 2006 году, в стране открыто 149 газовых и газоконденсатных месторождений с подтвержденными запасами около 5 трлн. кубометров. При этом потенциал только Давлетабадского месторождения, которое и анализировали западные эксперты, тогда оценивался в 1,7 трлн. кубометров.
Впрочем, всем этим утверждениям пока не находится убедительных доказательств. Между тем возникают вопросы о том, сможет ли Туркменистан выполнить обязательства перед Москвой по поставкам газа, учитывая обязательства Ашхабада о начале с 2009 года поставок 30 млрд. кубометров газа в год в Китай. Не стоит забывать, что в этом году «Газпром» рассчитывает получить из Туркменистана около 50 млрд. кубометров газа против 40 млрд. годом ранее, и в дальнейшем объемы поставок должны будут расти. Есть согласованный проект строительства Прикаспийского газопровода с пропускной способностью в 30 млрд. кубометров газа в год, есть планы по европейской трубе Nabucco с мощностью в 31 млрд. кубометров ежегодно и рассчитывающей на заполнение именно за счет центральноазиатского газа. Кроме того, согласован ежегодный объем в 14 млрд. кубометров в Иран, соглашение о котором из-за декабрьских перебоев прошлого года хоть и оказалось под угрозой, но пока официально не отменено. Есть также и проект Трансафганского газопровода в Афганистан, Пакистан и, возможно, в Индию, а это еще около 15–30 млрд. кубометров.
По мнению опрошенных «НГ» экспертов, новый аудит для Туркменистана, который вряд ли способен самостоятельно разрабатывать новые месторождения, жизненно необходим. «Впрочем, пока неясно, кто именно был инициатором проверки, – отмечает старший консультант по стратегическим решениям компании «Объединенные стратегические консультанты» Григорий Орлов. – Можно лишь предположить, что иностранным партнерам Туркмении захотелось получить гарантии, что запасы республики не окажутся меньше обещанных. Не исключено, что для этого было оказано и некоторое давление». С другой стороны, как поясняет эксперт, Ашхабад все-таки пошел навстречу и дал согласие на независимую оценку своих запасов, а этот факт можно расценивать как косвенный признак того, что власти Туркмении ожидают подтверждения своим словам. «Таким образом, можно говорить о том, что декларируемые запасы газа в республике или не завышены совсем, или завышены, но незначительно», – предположил аналитик.