Вчера фондовый рынок России и других стран отыгрывал неожиданно принятое накануне ФРС США решение о снижении на 0,75% учетной ставки. В противовес рынкам США и Азии российский рынок лишь ненадолго вырос, после чего снова погрузился в пучину глубокого падения. Индексы РТС и ММВБ потеряли за день около 4%. На этом фоне российское правительство опубликовало вчера принятое на днях постановление, которое запрещает вкладывать госрезервы в акции частных компаний.
Рекордное за последние 20 лет снижение ставки ФРС США – сразу на три четверти процентного пункта – с энтузиазмом восприняли вчера только в Азии, где накануне фондовые индексы испытали самое резкое падение.
Положительно оно сказалось и на рынке США, торги на котором в понедельник, когда ведущие мировые индексы упали на 5–7%, не проводились и соответственно негатив от падения других рынков еще не был отыгран. По итогам дня индекс Доу Джонса упал всего на 1,33%, а Nasdaq – на 2,04%. Зато японский индекс Nikkei в среду поднялся на 2,04%, сингапурский STI – на 4,08%, южнокорейский Kospi – на 1,21%, гонконгский Hang Seng – на 11%, а китайский CSI – на 4,65%.
На фоне позитивной информации из США и Азии акции российских компаний вчера при открытии торгов сразу подорожали на 2–4%, однако уже через два часа подъем сменился падением. В итоге за вчерашний день индекс РТС потерял 3,9%, а индекс ММВБ – 4,03%.
Эксперты полагают, что оживление на азиатских рынках носит временный характер, поскольку прогнозы торможения мировой экономики становятся все более тревожными. В частности, экономисты Merrill Lynch вчера опубликовали прогноз, в котором допускают, что темпы роста экономики США упадут с 2,3–2,4% в 2007 году до 1,6% и даже 0,8% в 2008 году. При этом ожидается, что в конце января Международный валютный фонд снизит прогноз роста мирового ВВП с 4,8 до 4%. По мнению директора Института экономики переходного периода Егора Гайдара, не исключено, что замедление окажется еще более сильным.
«Проблемы крупнейшей мировой экономики драматическим образом сказываются на ситуации в других странах, чему способствуют эффект домино», – говорит Генеральный директор фонда «Бюро экономического анализа» Андрей Шаститко. По его словам, падение в США на 1% может вызвать торможение в Китае на 1–1,5% ВВП. При этом снижение процентной ставки в США может даже усилить панику среди инвесторов, которые продолжат выводить капиталы с развивающихся рынков.
«Если спад в мировой экономике не будет значительным, то последствия этого кризиса для России могут ограничиться «легким испугом» – то есть приемлемым снижением мировых цен на энергоносители и несущественным сокращением темпов роста ВВП», – считает главный экономист московского банка HSBC Александр Морозов.
Впрочем, предстоящий спад мировой экономики и мировых цен на энергоносители может иметь для России и положительный эффект. «Сокращение экспортных доходов может подтолкнуть власти к реформе экономических институтов и к созданию более здоровой экономической среды», – считает Шаститко. Однако, по его мнению, для России не исключен и более тяжелый сценарий, когда реакцией на падение нефтяных цен станут не экономические реформы, а только перетягивание бюджетного одеяла между различными лоббистами.
На фоне пертурбаций, которые затронули мировые фондовые рынки вчера, пресс-служба правительства РФ опубликовала принятое на днях постановление о правилах управления средствами Фонда национального благосостояния, куда переведены деньги Стабфонда. Эти правила исключают вложения в бумаги частных компаний, а значит, никакого влияния на состояние фондовых рынков российские резервы оказать не смогут.
Тем самым завершена дискуссия между президентом России, главой Счетной палаты и министром финансов о возможности вложения средств Стабфонда в акции российских компаний. Как известно, в 2005 году Сергей Степашин заявил, что деньги Стабфонда имеет смысл вкладывать «в ряд устойчивых компаний России, что даст большой процент прибыли и не создаст никаких рисков». В мае 2007 года Владимир Путин интересовался, почему правительство «вкладывает в иностранные ценные бумаги, а в наши └голубые фишки» пока не вкладывает средства совсем». А Алексей Кудрин в принципе возражал против расходования госрезервов Стабфонда внутри России.