Назначение Герхарда Шрёдера председателем совета директоров Nord Stream не избавило проект от противодействия со стороны других стран.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Строительство газопровода Nord Stream, призванного избавить Россию от лишних транзитных посредников, наталкивается на все новые возражения со стороны стран, через экономические зоны которых на Балтике должен пройти маршрут. Возражения готовится предъявить Швеция, требующая отодвинуть газопровод на восток от острова Готланд. Насколько требования Швеции и других стран могут повысить стоимость проекта, будет известно в апреле.
Несмотря на всю значимость для Европы прокладки газопровода Nord Stream, по которому в Германию должно поставляться 55 млрд. кубометров газа в год, его первоначальный маршрут вызывает все больше возражений у балтийских стран. Пожалуй, сейчас нет страны, через чьи воды планируется проложить трубопровод, которая бы не предъявила претензий если не по самому факту появления такого трубопровода, то по его маршруту. В результате можно говорить лишь о том, что исходная точка газопровода будет находиться в российском Выборге, а конечная – в немецком Грайфсвальде. Сам же маршрут газопровода может приобрести причудливые очертания и вместо относительно прямой линии пройти зигзагами.
На днях очередные возражения против первоначального маршрута обнародованы в Швеции. Эксперт отдела «Мореходство и общество» государственного управления Швеции по делам судоходства Патрик Вибер заявил, что строительство газопровода повышает риск возникновения аварийных ситуаций для крупных судов, поэтому его маршрут необходимо изменить. По словам Вибера, газовая нитка пройдет через район, где пролегают важнейшие водные пути большегрузных судов, поэтому прокладка газопровода в таких районах, как Хобургс Банк у берегов шведского острова Готланд, повышает риски для мореплавателей. В связи с этим эксперты шведского госуправления по делам судоходства предлагают компании Nord Stream рассмотреть альтернативный путь прокладки газопровода восточнее запланированного.
Данное заявление дополняет длинный список претензий, выдвигаемых другими странами. В прошлом году трассу было решено перенести из территориальных вод Польши в датские воды севернее острова Борнхольм, поскольку южный вариант оказался непригодным из-за захоронений на дне моря боеприпасов и непримиримой позиции Варшавы, в принципе недовольной строительноством газопровода. Финляндия попросила провести газопровод по экономической зоне Эстонии из-за неровностей дна и мелководья на собственном участке маршрута. Эстония, в свою очередь, отказалась допустить специалистов для исследования дна в своей зоне и демонстративно в сентябре прошлого года не приняла бывшего канцлера Германии и председателя совета директоров Nord Stream Герхарда Шрёдера.
Между тем оценочная стоимость газопровода, которая за последние два года была повышена с 3 млрд. до 5 млрд. евро, из-за постоянных изменений маршрута может значительно вырасти. В частности, в декабре 2007 года Герхард Шрёдер предположил, что смета окажется превышенной на несколько миллиардов. По его словам, «речь идет о вложении 8 миллиардов евро».
Впрочем, в самой компании ситуацию драматизировать пока не собираются. Как заявила в беседе с «НГ» представитель Nord Stream AG Ирина Васильева, в настоящее время в рамках диалога идет согласование маршрута по отдельным участкам. «Я бы не называла это проблемами – идет рабочий процесс, – уточнила Васильева. – Тем более что речь идет о нескольких сотнях метров». Что касается возможных изменений в маршруте, то, если они и будут, на стоимость повлияют не существенно. «Окончательный экологический отчет, включающий описание предлагаемого маршрута газопровода, мы намерены сдать в апреле этого года, к этому же сроку будет уточнена и скорректирована оценка его стоимости», – пояснили в компании-операторе. Получить финальное разрешение планируется в 2009 году, сразу после чего и начнется строительство.
Насколько именно может увеличиться стоимость проекта из-за трудностей с маршрутом, опрошенные «НГ» эксперты ответить затруднились. «Все будет зависеть от того, на какое расстояние Швеция потребует перенести маршрут, – считает директор департамента организации крупных сделок компании «2К Аудит – Деловые консультации» Михаил Фельдман. – Вряд ли целесообразно будет его увеличивать более чем на 25–30 км. В этом случае, учитывая, что приблизительная стоимость прокладки одного километра морского участка оценивается приблизительно в 3,75 миллиона долларов, Nord Stream подорожает примерно на 112,5 миллиона долларов. Впрочем, повторюсь, итоговая стоимость будет зависеть от того, как далеко будет отодвинут маршрут Nord Stream от острова Готланд». По мнению эксперта, в случае удовлетворения претензий шведской стороны новый маршрут газопровода вряд ли вызовет претензии других стран, поскольку в этом районе ветка пролегает в нейтральных водах и в значительном отдалении от негативно настроенной к строительству газопровода Латвии.