Швейцарская фирма Noga воспользовалась затяжными новогодними праздниками в России для решения в свою пользу давнего спора с российским правительством о возврате долга.
Он возник в 1991 году, когда владелец Noga Нессим Гаон подписал договор о выделении России кредита для закупки потребительских товаров и продовольствия. По этому документу российское государство выступило гарантом исполнения обязательств, подтвердив готовность ответить по долгам перед кредитором госимуществом. Вскоре сомнительный контракт был расторгнут, однако Нессим Гаон опротестовал действия российских властей в судебных инстанциях. Его претензии подтверждены решениями международных арбитражных судов в Стокгольме и Париже.
На основании этих судебных решений Noga последние несколько лет в буквальном смысле слова охотится за рубежом за государственным имуществом России, которая отказывалась удовлетворять претензии швейцарской компании. В разное время арестам подверглись, в частности, парусник «Седов», боевые самолеты на авиасалоне Ле Бурже, выставочная коллекция ГМИИ имени А.С.Пушкина. И вот теперь, удовлетворяя требования швейцарцев, парижский суд заморозил счета некоторых российских министерств и ведомств, а также госкомпаний во Франции.
Первоначально сообщалось об аресте активов ЦБ России, Минфина, Минпромэнерго, управделами президента, РИА Новости, компаний «Рособоронэкспорт» и «ТВЭЛ». В пресс-службе Внешторгбанка (ВТБ) подтвердили информацию о том, что по искам Noga заморожены счета российских госорганов и компаний в VTB Bank France. При этом представители ВТБ отказались назвать этих своих клиентов. Между тем в управделами президента России не подтвердили информацию об аресте подконтрольных этой структуре активов. В «Рособоронэкспорте» заявили, что никаких судебных решений компания пока не получила.
Руководитель пресс-службы «ТВЭЛ» Владислав Бочков тоже заявил «НГ», что сообщения из Парижа относительно их компании не соответствуют действительности. В свою очередь, в Минфине «НГ» подтвердили, что ряд госорганов оказался втянутым в этот конфликт. По словам чиновника, решением вопроса в настоящий момент занимаются французские адвокаты. Главный редактор РИА Новости Светлана Миронюк тоже сообщила, что сейчас предпринимаются юридические шаги для решения этой проблемы.
Разрешить ситуацию с арестом российских счетов во Франции можно лишь одним способом: заплатить долг компании Noga, уверен в правоте своей позиции Нессим Гаон. «Тут уже ничего не сделаешь, ничего не предпримешь, – отметил он. – Надо всего лишь исполнять решение Стокгольмского международного суда и платить требуемую сумму».
Полтора года назад казалось, что конфликт был исчерпан, после того как прошла информация, что американский бизнесмен российского происхождения Александр Коган выкупил у Nogа российский долг. Гаон тогда выразил удовлетворение итогами действий этого посредника при улаживании долговой тяжбы. Однако сейчас выясняется, что Коган выкупил лишь часть долга, и швейцарская компания не сняла своих претензий.
Российские эксперты весьма скептически оценивают перспективы положительного исхода для швейцарской фирмы. Гендиректор компании «Финэкспертиза» Агван Микаэлян подчеркивает, что в данном случае речь идет об имидже нашего государства, а потому требования владельца Noga не будут удовлетворены. «Реального бизнеса там не было», – сказал эксперт, оценивая итоги сотрудничества швейцарской фирмы и российского правительства в начале 90-х годов. В сложившейся ситуации Россия ведет себя правильно, с точки зрения международного права и здравого смысла недопустимо, чтобы бизнесмен третьей руки терроризировал государство. «Прецедентов по отношению к западным странам, чтобы в подобных ситуациях удовлетворялись требования кредитора, не было», – сказал эксперт.
В свою очередь, руководитель практики коммерческого права юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Виталий Бондарь напомнил о том, что Банк России, как Центральный банк любой другой страны, имеет особый статус. «Это независимые учреждения, неподконтрольные государствам. На счетах ЦБ находятся не только государственные средства, но и средства, принадлежащие частным лицам», – подчеркнул эксперт. Из этого следует, что активы Банка России во Франции не могут быть арестованы. Бондарь предположил, что, принимая соответствующее решение, французский суд мог не знать о наличии этих обстоятельств.