С сегодняшнего дня Федеральная антимонопольная служба (ФАС) начинает постоянно следить за возможными манипуляциями на российском рынке электроэнергии. Образующиеся на месте ликвидируемого следующим летом РАО «ЕЭС» региональные энергокомпании теоретически могут взвинтить цены в несколько раз, однако замглавы ФАС Анатолий Голомолзин вчера пообещал не допустить таких скачков. Эксперты сомневаются в том, что у ФАС это получится.
С 26 декабря вступает в силу новый порядок установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию на оптовом рынке электроэнергии, заявил вчера в ходе специально организованной по этому случаю пресс-конференции Анатолий Голомолзин. По его словам, текущая рыночная цена энергии складывается из текущих ценовых заявок поставщиков и потребителей, и если, например, поставщики поднимут цену предложения, то автоматически подскочит и так называемая рыночная цена. «Существует лесенка ценовых предложений поставщика и лесенка ценовых предложений покупателя. Там, где они пересекаются, и формируется цена», – пояснил Голомолзин.
Вступающий в силу документ обязывает администратора торговой площадки сообщать в ФАС обо всех случаях ценовых отклонений, если они отмечены одновременно в десятой части контрольных точек энергосети. По каждому такому случаю ФАС сможет провести расследование и вынести решение. «Если будет зафиксировано существенное отклонение цены, то мы будем выносить свое решение в течение одного месяца, тогда как рассмотрение обычных дел тянется от трех до девяти месяцев», – заверил журналистов Голомолзин.
С января 2008 года доля электроэнергии, которая будет продаваться по рыночным ценам, должна увеличиться с 10 до 15%, что усиливает актуальность инициативы ФАС. Недобросовестных участников рынка ждут санкции. ФАС их может оштрафовать на суммы от 500 тыс. руб. в случае мелких нарушений до 2 и 4% от торгового оборота при злоупотреблении доминирующим положением и за участие в картельном сговоре.
Оптимизм ФАС разделяют далеко не все эксперты. Часть из них напоминают, что биржевые правила ФАС не смогли остановить почти трехкратный рост цен на цемент в 2006–2007 годах. В отличие от цемента складировать электроэнергию невозможно, и поэтому регулировать ее биржевую торговлю значительно сложнее.
«Электроэнергетика очень трудно поддается контролю, и пока сложно сказать, насколько эффективными окажутся предпринятые ФАС меры», – считает директор департамента слияний и поглощений компании «2К Аудит – Деловые консультации» Максим Розов. Подавляющая часть электроэнергии реализуется в рамках регулируемых двусторонних договоров по государственным тарифам, а рыночные коррелируют с регулируемыми. «На сегодня конкурентный рынок продавцов электроэнергии в России отсутствует, а дефицит энергии обуславливает рост цен и тарифов», – говорит Розов. «Кроме того, до сих пор существуют серьезные проблемы выхода розничных потребителей на конкурентный рынок электроэнергии. А генерирующие компании могут злоупотреблять своим положением вне зависимости от той доли, которую они занимают на рынке», – утверждает эксперт.
«Конкуренция между, например, Зейской ГЭС и Шатурской ГРЭС возможна только в учебнике по либеральной экономике, но не в реальности», – отмечает гендиректор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян. По его словам, рынок электроэнергии нельзя будет назвать свободным, пока хотя бы часть цен на продукцию устанавливается государством, которое выступает в роли не только регулятора, но и манипулятора. Сложно также говорить и о реальной конкуренции между различными типами поставщиков энергии, имеющих к тому же разную структуру и географию потребителей. «Но главное – конкуренция существует только в условиях избытка предложения, а сейчас из-за дефицита энергии потребителей не подключают даже по тарифам, сравнимым с расходами на строительство собственных генерирующих мощностей», – считает Саакян.
«Пока доля свободного рынка относительно невелика, и поэтому говорить о реализации первоначально задуманной модели конкуренции еще слишком рано. Кроме того, проявляются новые проблемы в организации торговли – такие как необходимость отдельной оплаты потребляемой мощности, а также риски монополизации рынка со стороны поставщиков топлива», – считает партнер компании ФБК Аскольд Бирин. На рынке также существует региональное доминирование – как со стороны производителей, так и со стороны крупных потребителей, стремящихся установить самые тесные связи с поставщиками электроэнергии. По-разному складывается ценовая ситуация в энергодефицитных и в энерго-избыточных регионах страны. Тем не менее, по словам Бирина, на отдельных сегментах рынка – «балансирующем» и «на сутки вперед» – текущие цены зачастую ниже, чем установленные государством тарифы.