Вчера представители МЭРТа отчитались о результатах президентской программы подготовки молодых руководителей предприятий, старт которой был дан еще в 1997 году. За 10 лет участниками программы стали 44 тыс. менеджеров. Однако преодолеть острый дефицит квалифицированных кадров так и не удалось.
После подписания в июле 1997 года Борисом Ельциным специального указа в правительстве была создана комиссия по подготовке управленческих кадров. Госбюджет начал ежегодно оплачивать специальную программу послевузовского бизнес-образования для 5000 менеджеров, уже имеющих высшее образование и опыт управленческой работы. Президентская программа предполагает 500–600-часовую подготовку в ведущих российских вузах по специальностям «Менеджмент», «Маркетинг», «Финансы и кредит». Затем участники программы стажируются на профильных российских или зарубежных предприятиях. В сентябре прошлого года Владимир Путин продлил эту программу до 2013 года.
Первоначально все расходы в рамках президентской программы брал на себя госбюджет. Однако в последние годы доля федеральных затрат не превышает 33%, еще 33% расходов берут на себя региональные бюджеты, а 34% – предприятия. Как отметил Олег Лушников, каждая третья зарубежная стажировка заканчивается созданием совместного предприятия с российским бизнесом. По словам зампреда комиссии по подготовке кадров Андрея Шаронова, благодаря президентской программе в России были отработаны и внедрены стандарты МВА, улучшена система корпоративного и регионального бизнес-образования.
Впрочем, сами предприниматели оценивают достижения бизнес-образования весьма критически. «Для отечественного бизнес-образования характерен крайне низкий уровень методической базы, а у преподавателей часто нет даже самого элементарного опыта в бизнесе», – жалуется гендиректор «Финэкспертизы-Консалтинг» Дмитрий Шустерняк. По его словам, кальки с западных программ МВА абсолютно не подходят к российским реалиям. «МВА ориентирован на стабильно развивающееся предприятия, тогда как в России развитие бизнеса имеет взрывной характер, а от предпринимателя требуется большая самостоятельность и ответственность», – считает Шустерняк. По его словам, ситуация с бизнес-образованием в России может измениться только тогда, когда сами российские предприниматели найдут время для собственных методических разработок и создания отечественного варианта бизнес-обучения. «Явным преимуществом перед МВА сегодня обладают выпускники старых советских вузов с широким базовым образованием, которых просто научили учиться и системно разбираться в проблемах», – говорит Шустерняк.
«Изложение западных программ МВА далекими от бизнеса преподавателями сложно назвать современным бизнес-образованием», – соглашается проректор Высшей школы экономики Татьяна Четвернина. Однако, по ее словам, все больше бизнесменов находят время для преподавания в университетах, и это постепенно улучшает качество бизнес-образования. «Более 60% наших старших студентов в Москве, Перми, Петербурге и Нижнем Новгороде уже работают по специальности, причем главным образом в бизнесе, а не в госсекторе. Полученные ими навыки непосредственно применяются в деле, а первая зарплата у четверти выпускников превышает 50 тысяч рублей. Дефицит управленческих кадров в частном секторе сохраняется, и, возможно, поэтому только 2% наших выпускников направляются работать в Минфин, МЭРТ, Минюст и другие организации госсектора», – отмечает Четвернина.