Марек Савицкий (справа) готов отпраздновать победу на российском направлении.
Фото Reuters
Россия отменит эмбарго на поставку польского мяса и другой животноводческой продукции на следующей неделе. Об этом вчера договорились главы сельскохозяйственных ведомств двух стран. Не добившись очевидных для себя преимуществ, Москва согласилась уступить Варшаве в более чем двухлетней торговой войне. Победа Польши может воодушевить Молдавию и Грузию, которые также подверглись санкциям со стороны России.
Как заявил по окончании переговоров с главой Минсельхоза Польши Мареком Савицким его российский коллега Алексей Гордеев, ограничения будут сняты после подписания соответствующего меморандума между ветеринарными службами России и Польши в Калининграде, которое состоится на следующей неделе. «Таким образом, – подчеркнул Гордеев, – мы гарантируем, что в Россию будет поступать качественная польская продукция, полностью будут исключены импорт мясной продукции из третьих стран и злоупотребления со стороны недобросовестного бизнеса».
Таким образом, российско-польская торговая война, начатая в ноябре 2005 года с введением запрета на поставки в Россию польского мяса, может закончиться в ближайшее время. Подводя ее итоги, вряд ли можно сказать, что эмбарго пошло на пользу обеим странам. С экономической точки зрения польские потери серьезны: по данным Минсельхоза Польши, до введения эмбарго ежегодная выручка от экспорта мясной продукции в Россию составляла около 400 млн. евро – примерно 5% от общего объема мясного экспорта этой страны. В свою очередь, Москва, которую подозревали в политической подоплеке введения санкций – ответе на антироссийские заявления польских властей, – понесла серьезный урон на международной арене. После введения российского эмбарго президент Польши Лех Качиньский в ноябре 2006 года блокировал переговоры по заключению нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС. В октябре замминистра сельского хозяйства Польши Ян Кшыштов-Ардановский заявил, что «если подходы России к Польше в области ветеринарного и мясного контроля продукции не изменятся, то необходимо будет выступить против членства России в ВТО». Действия Польши не только показали, что эта небольшая страна способна нанести ощутимый ущерб российским международным и экономическим интересам, но и заставили Москву искать пути выхода из тупика.
Ситуацию спасло избрание в сентябре главой польского правительства Дональда Туска, который выступал за разблокирование российско-польских отношений. Он же сделал и первый шаг к разрядке, отметив в начале декабря, что Польша не будет препятствовать вступлению России в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Этот незначительный с практической точки зрения, но символический шаг позволил России сохранить лицо и пойти на отмену эмбарго на поставки польского мяса.
Комментируя итоги российско-польских переговоров, источник Интерфакса в Кремле назвал это хорошей новостью. Которая, по его словам, «подтверждает то, о чем говорили в России, – проблема носила технический характер, и ее следовало решать на уровне экспертов, в том числе высокого уровня, о чем и договорились министры после проведения российских инспекций в Польше».
Россия использовала собственную «экономическую дубинку» и в отношении других стран: 27 марта 2006 года Роспотребнадзор ввел запрет на ввоз вин из Молдавии и Грузии на территорию России, объяснив это наличием в винах вредных для здоровья примесей, в том числе пестицидов.
Вопрос о том, кто победил в этой войне, радикально разделил экспертов, опрошенных «НГ». «Если страна сама себе устраивает сложности в отношениях с другими государствами, а потом каким-то образом их преодолевает, то можно сказать, что она одержала победу, – считает научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. – Разумеется, были очевидные проблемы – и с поставками некачественного грузинского и молдавского вина, и с реэкспортом мяса через Польшу. Но все эти вопросы носили чисто технический характер, а потому и решать их нужно было на другом уровне. Проблема в том, что в России эти вопросы вдруг становятся политическими, причем манера их решения становится зачастую чересчур эмоциональной и даже злобной. В результате имеем печальный результат: очевидный политический проигрыш и в Грузии, и в Молдавии, и в Польше, а также в Эстонии, Латвии и т.д. Что же касается Польши, то Россия победила только в том, что из-за смены тамошнего правительства она смогла сохранить лицо».
Глава департамента подготовки стратегических решений компании «2К Аудит – Деловые консультации» Марк Маркартур считает, что первый шаг к разрядке сделала все-таки не Россия, а Польша, российский же жест по отмене эмбарго на поставки животноводческой продукции выглядит скорее ответным. «С большой долей вероятности можно предположить, что теперь Варшава выполнит свои обещания и разблокирует возможность вести переговоры с ЕС, что, впрочем, совсем не гарантирует, что они пройдут гладко, – считает аналитик. – Однако в вопросе вступления России в ВТО позиция Польши скорее всего останется неизменной». По мнению Маркартура, не стоит считать, что происходящее сейчас – шаг к дружеским отношениям между двумя странами. В конечном счете, «мясной» вопрос в немалой степени являлся лишь предлогом, а истинная причина недовольства Варшавы – строительство газопровода Nord Stream, который строится в обход Польши, – никуда не делась.