Вчера замглавы МЭРТа Андрей Белоусов заявил о повышении на 0,1–0,3% в год прогноза темпов роста ВВП России на 2008–2010 годы. Эту несомненно оптимистичную информацию омрачает только одно – опережающими темпами будут расти отрасли, ориентированные на производство сырья и продукции низкого передела, в то время как доля высокотехнологичных производств останется крайне низкой.
Значительную часть вины за такое положение вещей можно возложить на проводимую правительством и Центробанком политику крепкого рубля.
По словам Белоусова, прогноз роста ВВП повышен с 6,4% до 6,6% в 2008 году, с 6% до 6,3% – в 2009 году и с 6,3% до 6,4% – в 2010 году. Это меньше, чем в текущем году, когда ВВП, по прогнозам МЭРТа, должен увеличиться на 7,3%–7,4%, однако сам факт повышения прогноза не может не радовать чиновников.
Вот только структура роста не самая оптимистичная – опять основной вклад придется на сырьевые и связанные с ними отрасли. По словам Белоусова, прогноз роста ВВП был повышен после пересмотра отраслевых показателей. В частности, были увеличены прогнозные показатели роста промпроизводства в таких отраслях, как химия и нефтехимия, а также АПК, который растет благодаря мощному протекционизму, отсекающему дешевый импорт. Кроме того, прогноз включил в себя более высокую оценку цен на нефть, которая закладывается в прогнозе на уровне 60 долл. за баррель на конец 2010 года против 56 долл. в предыдущем прогнозе.
Тот факт, что все последние годы благополучие российской экономики растет в основном за счет сырьевых секторов – производства нефти, газа, металлов – и связанных с ними отраслей уже давно вызывает тревогу макроэкономистов. Рано или поздно рост физических объемов в этих сферах сильно замедлится и прекратится. В этом году, например, добыча нефти выросла всего на 2%, а газа – так и вообще упала на 0,5% по сравнению с прошлым годом. Столь скромные результаты не отразились негативно на росте ВВП и внешнеторговом балансе страны лишь благодаря продолжающемуся росту цен на сырье на мировых рынках. Однако когда-нибудь прекратится или снизится до минимума не только рост темпов добычи сырья, но и мировых цен на него. Подсевшая на увеличивающийся приток нефтедолларов страна лишится этой подпитки, что негативно отразится на госбюджете, показателях сырьевых и получающих от них подпитку смежных отраслей, внешнеторговом сальдо.
Благополучие сырьевых стран слишком зависит от темпов роста добычи исчерпаемых ресурсов и конъюнктуры мировых рынков. Не допустить такого обвала могло бы позволить развитие обрабатывающих производств и ориентированной не только на внутренний, но и на внешний рынок сферы услуг. Однако им тяжело конкурировать с зарубежными конкурентами. Импорт растет опережающими рост ВВП темпами и бьет как раз по отраслям с высокой добавленной стоимостью. Не помогают даже высокие таможенные барьеры. Во многом вина за такое положение вещей лежит на постоянно укрепляющемся курсе рубля по отношению к зарубежным валютам, прежде всего доллару США. Вкупе с высокой инфляцией и ростом зарплат укрепление рубля снижает привлекательность России как страны для развития высокотехнологичных производств.
Вредящее производству укрепление национальной валюты – не чисто российская проблема. С нею сталкиваются и в Европе на фоне укрепления евро по отношению к доллару. Продолжающееся падение курса американской валюты заставляет мировых производителей срочно менять стратегию своего развития. На днях глава европейского аэрокосмического концерна EADS – материнской компании Airbus – Луи Галуа объявил, что само существование Airbus оказалось под угрозой из-за слабого доллара. В связи с этим рассматривается вопрос о перенесении сборки лайнеров на территорию других стран, среди которых рассматривается и Россия.
Беспокойство вызвано тем, что продолжающееся укрепление евро по отношению к доллару делает европейские лайнеры неконкурентоспособными по цене по сравнению с продукцией американского производителя Boeing. Европейцы продают свои самолеты за доллары, однако львиная доля затрат на их производство в Гамбурге и Тулузе – комплектующие, зарплата персонала и т.д. – производится в евро. Процесс перевода мощностей в другие страны уже начался – новый завод в китайском Тяньцзине Airbus начнет строить уже в мае 2008 года, а вопрос о том, где разместить другую сборочную площадку – в США или России, – пока рассматривается. Впрочем, шансы России, по мнению аналитиков, невелики: размещение производства в Алабаме сулит в будущем европейцам солидные контракты на поставку самолетов-танкеров для армии США, в то время как с нами придется делиться технологиями, на что европейцы идут крайне неохотно.
Однако если Россия и дальше будет укреплять рубль к доллару и другим валютам, ее нынешние преимущества в глазах EADS и других мировых производителей исчезнут. Те же процессы ожидают и российских производителей. Как отметил «НГ» старший экономист ФК «Уралсиб» Владимир Тихомиров, укрепление рубля негативно влияет на все отрасли российской экономики, исключая разве что импортеров и такую сферу услуг, как туризм. «Даже при стабильных рублевых зарплатах затраты у отечественных производителей будут расти, что вынуждает их поднимать цены и тем самым снижать свою конкурентоспособность, – отмечает эксперт. – Причем это касается не только оборонки, но и поставщиков сырья, поскольку на производство внутри страны они тратят рубли, а сырье продают большей частью за дешевеющие доллары».
Как свидетельствуют данные Росстата, благоприятный период, связанный с резким ослаблением рубля в августе 1998 года, повлекший резкий рост самых разных производств и экспорта, страной уже пройден, что красноречиво видно по динамике экспорта из России продукции машиностроения и транспорта. Пик роста такого экспорта наблюдался в 2001 году, когда высокотехнологичная продукция составляла 10,5% в объеме всего экспорта. Затем с каждым годом наблюдалось снижение этой доли: 9% – в 2003 году, 7,8% – в 2004-м и всего 5,8% – в 2006 году.
По итогам 2005 года укрепление реального эффективного курса рубля по отношению к иностранным валютам составило 8,1%, а в 2006-м – 9,4%. Правда, как отмечают аналитики, в этом году этот рост существенно замедлился – по данным Центробанка, за десять месяцев текущего года этот показатель вырос всего на 4,1%, так что есть надежда, что в итоге этот показатель будет меньше прошлогоднего в два раза. При этом номинальный курс рубля по отношению к доллару за период с января по октябрь 2007 года вырос на 6%, а к евро – упал на 2,3%.
«В прошлом году Центробанк намеренно проводил укрепление реального эффективного курса рубля, считая это одним из важнейших антиинфляционных инструментов, – пояснила замруководителя аналитического департамента компании «Совлинк» Ольга Беленькая. – Однако данный шаг неизменно приводит к увеличению притока иностранного и спекулятивного капитала, что мы и наблюдали по итогам первого полугодия, когда в Россию пришло около 70 миллиардов долларов». В результате, как считают эксперты, ЦБ вынужден был скупать избыток валюты, пополнять международные валютные резервы и наращивать рублевую массу. Рост эмиссии частично связан с желанием погасить кризис ликвидности в российской банковской системе, развившийся на фоне кризиса ипотечного кредитования в США. Так что в чем-то заокеанский кризис оказал поддержку отечественному производству.