О долларе Александр Медведев думает в том же ключе, что Уго Чавес и Махмуд Ахмадинежад.
Фото Бориса Бабанова (НГ-фото)
«Газпром» может пополнить ряды противников использования американской валюты при расчетах за поставки энергоносителей. Такая возможность вытекает из заявления зампреда правления холдинга Александра Медведева. Эксперты считают, что переход «Газпрома» в торговле на рубли технически сложен и небесспорен с экономической точки зрения.
Выступая в пятницу на пресс-конференции в Нью-Йорке, Александр Медведев заявил, что в настоящее время в целях снижения валютных рисков «Газпром» продает свою продукцию как за доллары, так и за евро. Однако ситуация на мировых финансовых рынках, где позиции доллара крайне нестабильны, заставляет руководство газового концерна менять валютную политику.
«Мы серьезно подумываем о том, чтобы продавать наши ресурсы за рубли», – отметил Медведев, не уточнив, когда именно может быть принято такое решение. Руководитель финансового департамента «Газпрома» Андрей Круглов дополнил своего шефа предположением, что «это произойдет, рано или поздно».
Таким образом, «Газпром» вольно или невольно присоединяется к требованиям Ирана, Венесуэлы и Эквадора отказаться от американской валюты в качестве средства оплаты за поставляемую нефть, с новой силой прозвучавшим на прошедшем 18 ноября в столице Саудовской Аравии Эр-Рияде третьем саммите стран – участников ОПЕК. «Страны ОПЕК должны продавать свою нефть в более твердой валюте, нежели доллар, – заявил в ходе саммита президент Эквадора Рафаэль Корреа, посетовав на то, что ослабление доллара съедает значительную часть прибыли. – Несмотря на то что цена нефти приближается к 100 долларам за баррель, в действительности она ниже, чем в 80-х годах прошлого века». Представители Ирана и Венесуэлы призвали к тому, чтобы упоминание о негативном эффекте доллара было добавлено к декларации проекта, однако встретили отпор представителей Саудовской Аравии, председательствовавших на мероприятии. Глава МИД Саудовской Аравии Сауд аль-Фейсал отметил, что даже «простое упоминание, что ОПЕК изучает проблему доллара, будет иметь воздействие», и заявил, что ссылка на американскую валюту в декларации может привести доллар к обрушению.
Иран в конце марта в очередной раз объявил о намерении отказаться от использования американского доллара в качестве расчетной валютной единицы за нефть. «Таков план на будущее, мы работаем над этим вопросом, – отметил глава иранского Центробанка Абрахим Шейбани и пояснил, что в настоящее время более 50% продаж иранской нефти осуществляется за другие валюты. – Даже если мы получаем доллары, мы сразу же переводим их в другую валюту. Япония, например, не имеет ничего против того, чтобы платить в иенах».
Между тем, по мнению опрошенных «НГ» экспертов, процедура перехода в расчетах за газ и нефть на рубли сложна технически и совсем неочевидна с экономической точки зрения. «Я не представляю, как можно провести эту операцию, – заявил директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. – Дело в том, что долгосрочные контракты на поставку газа уже заключены и подписаны. Наверное, речь может идти лишь о будущих договоренностях, но до них еще далеко. Вообще все это писано по воде такими вилами, что серьезно рассуждать пока не приходится».
Со своей стороны, старший аналитик компании «Антанта-Капитал» Тимур Хайруллин отмечает, что понять беспокойство газпромовского руководства можно, так как с 2002 года курс доллара относительно евро упал почти на 40%. «А поскольку основные партнеры и клиенты «Газпрома» находятся в Европе, это приводит к соответствующему снижению доходов концерна, – считает эксперт. – Однако в этой связи более логичным выглядел бы переход в расчетах скорее именно на европейскую валюту. С другой стороны, основную часть расходов по добыче газа внутри страны «Газпром» несет в рублях, отсюда и озвученное желание. Но для подобного перехода нужно будет убедить европейских партнеров в необходимости такого шага, что не так-то просто». К тому же, как считает аналитик, переход на рубли, если он в обозримом будущем состоится, приведет к увеличению спроса на российскую валюту и к ее укреплению относительно других валют. Что может подстегнуть темпы инфляции, о чем неоднократно напоминал глава Минфина Алексей Кудрин, указывая на резкий приток иностранных инвестиций в российскую экономику, который только за первое полугодие 2007 года превысил 66 млрд. долл. «Трудно загадывать на отдаленную перспективу последствия такого перехода, но в настоящее время это резко снизило бы конкурентоспособность российской экономики», – уверен Хайруллин.