Ведущий акционер «Норильского никеля», глава холдинга «Интеррос» Владимир Потанин не намерен без борьбы сдавать свои позиции в «Норникеле» в ходе раздела бизнеса с бывшим партнером Михаилом Прохоровым. В поисках средств на покупку у Прохорова принадлежащего тому пакета в 25% плюс одна акция «Норникеля» глава «Интерроса» обратился за кредитом к ведущим хеджевым фондам и крупнейшим мировым металлургическим холдингам. По мнению экспертов, даже если Потанин найдет необходимую сумму, ему вряд ли удастся сохранить фактический контроль над «Норникелем».
По распространенной вчера информации британской The Times, в поисках средств Потанин обратился к хеджевым фондам и даже к прямым конкурентам вроде добывающей компании Rio Tinto. Правда, при этом он столкнулся с отсутствием у банков и компаний значительного интереса к его предложениям. В разгар вызванных ипотечным кризисом проблем с ликвидностью на финансовых рынках банки и фонды неохотно выдают крупные кредиты. Металлургические холдинги, в свою очередь, сейчас поглощены другими слияниями на рынке, потребовавшими от них полной финансовой мобилизации.
Впрочем, в самом «Интерросе» пока отказываются подтверждать или опровергать информацию The Times. «Компания не комментирует слухи», – сообщил «НГ» начальник управления по работе со СМИ холдинга Андрей Кирпичников.
По мнению экспертов, несмотря на очевидные проблемы со сбором средств, шанс на то, что Потанин все-таки соберет деньги в ближайшие две-три недели, до истечения срока оферты – преимущественного права выкупа пакета Прохорова – все-таки есть. В противном случае Михаил Прохоров, как и обещал, продаст свою долю в «Норникеле» компании RUSAL. Как отметил «НГ» аналитик ИК «БрокерКредитСервис» Олег Петропавловский, проблема пока заключается в том, что именно предлагает глава «Интерроса» в залог для получения требуемой суммы. «Если он предлагает в качестве обеспечения свою долю в «Норникеле», то, учитывая последнюю цену акций на рынке в 285 долларов, она стоит сейчас меньше запрашиваемых 15,7 миллиарда долларов, – отмечает эксперт. – А давать бо’льшие деньги за меньший залог несколько нелогично, отсюда и скепсис у фондов и компаний. Но при желании найти средства он наверняка сможет: например, привлекая синдицированный кредит под залог акций не только «Норникеля», но еще и «Полюс Золота», «Проф-Медиа» или вообще под гарантии всего холдинга «Интеррос». Получив контроль над «Норникелем», Потанин сможет вообще отказаться от слияния с RUSAL, считает Петропавловский.
Впрочем, события могут принять и более неожиданный оборот, считает аналитик Собинбанка Николай Сосновский, напоминая о благожелательных откликах Потанина на перспективу объединения «Норникеля» и RUSAL. «Потанин занимает 15 миллиардов долларов, выкупает долю Прохорова, а уже потом сливает «Норникель» с RUSAL, становясь в объединенной компании вторым акционером по доли владения после Олега Дерипаски и оставляя позади других акционеров RUSAL – Виктора Вексельберга и швейцарскую Glencore. Перспективы у такой мощной объединенной компании, особенно в свете предстоящего IPO, будут просто блестящими». При этом, считает аналитик, Потанин вполне может согласиться на вторые роли в управлении объединенным холдингом: акции «Норникеля», хотя и имеют потенциал роста, все-таки близки к своему пику, тогда как его доля в объединенной компании будет стоить дороже.
Что же касается денег на покупку, то эта проблема, несмотря на дефицит и дороговизну денег на мировом рынке, вполне решаема, считает Сосновский. «Нашел же Дерипаска необходимые 8–9 миллиардов долларов у консорциума всемирно известных банков на покупку 25-процентной доли в «Норникеле», – напоминает аналитик. – Так что и 15 миллиардов долларов можно будет привлечь, причем у тех же самых банков, которые просто не смогут упустить шанс столь надежно разместить крупные средства под хорошие проценты, – лучше таких заемщиков, как RUSAL и «Норникель», которые являются полностью частными компаниями, в России попросту нет».