По окончании переговоров Матти Ванханен и Виктор Зубков постарались не заострять внимание на спорных моментах.
Фото РИА Новости
Вчера в Москве прошла встреча премьер-министров России и Финляндии Виктора Зубкова и Матти Ванханена. Тот факт, что она затянулась более чем на час, может означать лишь, что стороны опять увязли в дискуссиях по наиболее острым проблемам двусторонних торгово-экономических отношений. В их числе – строительство газопровода Nord Stream через финскую часть Балтики, экспорт российского леса в Финляндию, а также критическая ситуация с пунктами пропуска на границе, которые не справляются с возросшим потоком грузового автотранспорта.
На пресс-конференцию по итогам переговоров Зубков и Ванханен вышли с видом людей, которым удалось решить, казалось бы, все неразрешимые задачи. В официальных заявлениях для прессы премьеры не стали заострять внимание на спорных моментах, но в дальнейшем, отвечая на вопросы журналистов, подтвердили наличие нерешенных проблем. При этом Матти Ванханен был более откровенен по сравнению со своим российским коллегой. Он напомнил о том, что за последние годы поток грузового автотранспорта, следующего транзитом в Россию через финскую территорию, вырос в два раза – до 1 млн. грузовиков. «Такой бурный рост вызывает определенные проблемы», – посетовал финский премьер. По его мнению, причина пробок на границе – неэффективное функционирование пунктов пропуска. В свою очередь, Виктор Зубков не стал вдаваться в подробности этого вопроса, лишь подтвердив заинтересованность российской стороны в обеспечении эффективной работы госграницы.
Впрочем, долгосрочная позиция России ясна – Москва заинтересована в том, чтобы большая часть грузов, которые ныне направляются в Россию транзитом через финские порты, в будущем была переориентирована на российские порты на Балтике. Решение проблемы пробок на российско-финской границе, наоборот, прибавит привлекательности более отработанному финскому маршруту.
Особого прогресса не удалось достичь и по другой наболевшей проблеме – экспорту леса. Стороны лишь договорились продолжить переговоры. Напомним, что конфликт возник после решения Москвы, нацеленной на развитие деревообрабатывающего производства внутри страны, ввести заградительные пошлины на экспорт необработанной древесины. Пошлины должны были быть повышены в 2009 году до 50 евро против нынешних 4 евро за кубометр. Так как деревообрабатывающая промышленность Финляндии и Швеции в значительной мере ориентирована на российское сырье, Хельсинки и Стокгольм пригрозили России использовать механизмы Евросоюза и затормозить ее вступление в ВТО, если Москва не отменит заградительные пошлины на необработанную древесину.
В мае во время визита в Финляндию тогдашнего российского премьера Михаила Фрадкова финнам удалось добиться от Москвы уступок, повышение экспортных пошлин было отложено до 2011 года. Ванханен сообщил, что вчера стороны продолжили обсуждение этой болезненной для его страны темы. Из его слов следовало, что Хельсинки рассчитывает на новые уступки со стороны Москвы.
Третья острая проблема двусторонних отношений – маршрут прокладки газопровода Nord Stream для поставок российского газа в Германию. Хельсинки предложил России изучить маршрут южнее финских вод, то есть по экономической зоне Эстонии.
В свою очередь, Таллин месяц назад отказал российским специалистам в изучении морского дна в своих водах на предмет прокладки газопровода в обход финского участка Балтики. Вчера выяснить текущую позицию Финляндии по поводу маршрута Nord Stream не удалось, несмотря на то что эта тема также обсуждалась на переговорах. Финский премьер просто промолчал на этот счет, а Виктор Зубков в очередной раз дежурно отметил «важность этого проекта для энергообеспечения Европы».