Мрачный прогноз министра сельского хозяйства Алексея Гордеева, заявившего в феврале о том, что в этом году урожай зерна в России будет ниже прошлогоднего – 76 млн. тонн против 78,4 млн. тонн, – потерпел полный крах. Вчера Росстат объявил, что хозяйства всех категорий уже намолотили в бункерном весе 86,3 млн. тонн зерна, что на 4,1% больше прошлогоднего.
По мнению вице-президента Российского зернового союза (РЗС) Александра Корбута, в итоге будет собрано около 82,2–82,4 млн. тонн, а дальше «как боженька поможет, год был достаточно сухой, но сейчас идет еще добор по кукурузе».
Однако надо иметь в виду, что хороший урожай зерна – не залог того, что макароны и хлеб подешевеют. Правительство с подачи Минсельхоза проводит такую политику поддержки отечественного сельхозпроизводителя, что в результате цены на зерно внутри страны максимально приближаются к более высоким мировым. В этом году зерно подорожало на мировом рынке более чем в полтора раза, аналогичным образом оно подорожало и в России. В то же время из-за протекционизма Минсельхоза россияне лишены возможности покупать по более низким, чем в России, мировым ценам мясо и другие животноводческие продукты. На внутренний рынок в этом году разрешено поставить из-за рубежа только 440 тыс. тонн говядины и 485 тыс. тонн свинины, превышающие эти квоты поставки облагаются заградительными таможенными пошлинами. Ограждая от конкуренции российских животноводов, Минсельхоз делает это за счет остальных россиян.
«Нежелание увеличить или отменить квоты на мясо в условиях высокой инфляции обусловлено скорее политическими, а не экономическими мотивами, – считает старший консультант компании «Объединенные стратегические консультанты» Григорий Орлов. – А тот факт, что цены на зерно в России оказываются не ниже мировых, при том что неурожай Россию не затронул, обусловлен тем, что немалая часть продукции отправлена на экспорт».
В октябре экспорт зерна приобрел невиданный размах, впервые в истории России его месячный объем превысил 3 млн. тонн, из них 2,8 млн. тонн составила пшеница. Всего же в июле–октябре экспорт пшеницы достиг 7,1 млн. тонн, что стало абсолютным рекордом для этого периода. Только в январе, после того как значительная часть нового урожая будет вывезена за рубеж, Минсельхоз, по его заявлениям, готов будет ввести заградительную экспортную пошлину, чтобы не допустить нового витка цен на зерно и хлеб. Однако в отношении сдерживания цен на мясо и молоко особых подвижек со стороны властей не наблюдается.
«Решить ситуацию с дорогим молоком правительство пытается путем коррекции пошлин – на этот раз уменьшением ввозного налога на этот продукт, – отмечает Орлов. – Все эти действия могут оказаться результативными, но несколько запоздалыми – каких-либо улучшений можно ждать только в следующем году. Не очень понятно, что мешало правительству принять меры раньше. Пожалуй, это опоздание можно назвать очередной ошибкой Минсельхоза».
«Более адекватным является использование мер не торговой, а внутренней политики, которая состоит в создании госзапасов, регулировании цен, субсидиях и налоговых мерах, – считает старший экономист Центра экономических и финансовых разработок (ЦЭФИР) Наталья Волчкова. – В Евросоюзе и США используются оба эти рычага. И, например, производителям гарантируется цена на зерно с помощью системы госзакупок».