Цены на заправках могут прекратить свой рост.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Власти не оставляют попыток обуздать административными мерами инфляцию накануне думских и президентских выборов. Вслед за самым дешевым хлебом, обезжиренным молоком и кефиром, а также растительным маслом в добровольно-принудительном порядке могут быть заморожены цены на бензин и нефтепродукты.
Вчера в Минпромэнерго прошло совещание, в ходе которого чиновники обсуждали с представителями крупнейших нефтяных компаний возможность введения моратория на повышение топливных цен зимой 2007–2008 годов. Речь шла о заморозке цен на бензин и дизельное топливо. В последнее время этот вопрос приобрел особую актуальность, так как на заправках отмечен всплеск розничных цен на топливо.
По словам аналитика исследовательского центра «Кортес» Павла Строкова, средняя цена самого распространенного 92-го бензина выросла с января по ноябрь текущего года по стране с 18,69 до 19,41 руб. за литр (рост на 3,85%), а по Москве – с 18,85 до 19,54 руб. за литр. «В то же время оптовые цены на этот бензин за тот же период выросли гораздо значительнее: с 16,136 до 21,49 тысячи рублей за тонну (напомним, что в среднем 1 тонна содержит 1300 литров), – отмечает эксперт. – Но наиболее значительно оптовые цены выросли в последнее время: с 1 по 15 ноября цены подскочили с 20,73 по 21,87 тысячу рублей за тонну, или сразу на 5,5%».
В свою очередь, Московская топливная ассоциация (МТА) приводит собственные данные о росте бензина в розничной продаже: по состоянию на 16 ноября средние цены в Москве на бензин Аи-92 и Аи-95 составили 19,59 и 20,61 руб. за литр, увеличившись с 9 ноября на 5 и 6 коп. соответственно. Если же динамика розницы будет соответствовать ускорению в оптовой сфере, это может привести к росту цен на заправках на 15–20% в самое ближайшее время.
При этом представители и отраслевых ассоциаций, и самих нефтяных компаний к директивной заморозке цен относятся скептически. «Если правительство вынудит компании заморозить розничные цены, оно в третий раз наступит на одни и те же грабли, – считает исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. – Пик роста цен может быть достигнут уже в декабре, что сделает их фиксацию в настоящий момент просто бессмысленной. Более того, она только усугубит нарастающий дефицит топлива на свободном рынке, где независимые владельцы – трейдеры – уже начали испытывать трудности с его покупкой».
Впрочем, по мнению Сергиенко, крупные нефтяные компании могут позволить себе «работать в минус» и оставить цены на заправках на стабильном уровне, так как этот бизнес занимает незначительное место в их доходах. Но при таком варианте серьезно пострадают средние и мелкие независимые компании, которые обслуживают 60% рынка, а также их клиенты, перед которыми они несут обязательства. «Если они не будут отпускать бензин автобазам и предприятиям, то наступит коллапс», – считает эксперт.
В нефтяных компаниях единодушно признают, что диктат государства относится к нерыночным методам управления, однако при этом они готовы подчиниться любому решению властей. «Если правительство предложит некие варианты работы в новых условиях, мы готовы будем их рассмотреть», – сообщил «НГ» представитель «Роснефти» Николай Манвелов. «Наша компания вообще-то никогда не выступала пионером в деле повышения цен, – заявили «НГ» в пресс-службе ТНК-ВР. – К тому же и так понятно, что в идеале цены должны диктоваться лишь рынком. Однако если государство как регулятор выступит с некими предложениями, мы будем их соблюдать». И другие опрошенные компании высказали «НГ» аналогичную позицию.
Между тем, по итогам совещания в Минпромэнерго на этот раз соглашение о моратории не было подкреплено документально. В пресс-службе Минпромэнерго отказались давать комментарии по поводу этого совещания. Однако от информированного источника «НГ» в министерстве стало известно, что никаких документов, касающихся замораживания цен на нефтепродукты, вчера подписано не было. При этом чиновник сообщил, что такой задачи якобы не ставилось изначально. Вызов руководителей нефтяных компаний на «ковер» к Христенко был связан с необходимостью скоординировать позиции сторон в канун прохождения пика потребления топлива в зимний период и не более того.