Между премьером Виктором Зубковым и доминирующей в Госдуме «Единой Россией» возникли первые серьезные размолвки. Госдума, приняв в среду в первом чтении «любимое детище Зубкова» – законопроект о введении контроля за всеми сделками с наличностью свыше 600 тыс. руб., жестко раскритиковала недостатки документа и вопреки сложившейся практике решила вернуться к его рассмотрению во втором чтении не в ближайшее время, а только в весеннюю сессию. Таким образом, законопроект скорее всего если и будет принят, то не ранее чем после президентских выборов. В таких условиях его судьба напрямую увязывается с будущим положением во власти нынешнего премьера.
Тем самым привыкший к оперативной штамповке любых инициатив правительства парламент фактически торпедировал быстрое принятие закона, разработку которого Виктор Зубков непосредственно курировал, будучи еще главой Росфинмониторинга. И это не первая из череды размолвок между премьером и внешне лояльным ему парламентом.
Вчера «НГ» обратила внимание на то, как Виктор Зубков раскритиковал в Анапе популизм политиков, обещающих после выборов двух-трехкратное повышение пенсий. Несмотря на то что в ходе своего выступления премьер ни разу не помянул в негативном ключе «Единую Россию», а даже, наоборот, сделал несколько комплиментарных реверансов в ее адрес, наблюдатели не преминули отметить, что больше всего популистских обещаний в адрес пенсионеров успели раздать именно единороссы. Все остальные политические партии не особо упражнялись в этом вопросе, так как просто не в состоянии хоть как-то влиять на принятие столь важных решений.
Отложенные на весну Госдумой и раскритикованные с подачи банковского комитета Думы поправки в Закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма» стали первым законодательным актом, который внесло в парламент правительство Виктора Зубкова. Как сообщила «НГ» главный специалист-эксперт пресс-службы Минфина Ольга Щербачева, этот документ полностью курировался именно Росфинмониторингом, Минфин с другими ведомствами «лишь поддержал его во время рассмотрения в правительстве перед внесением в Думу». И хотя в самом Росфинмониторинге на запрос «НГ» об отношении к законопроекту оперативно ответить не смогли, очевидно, что именно премьер был основной лоббистской фигурой, которая должна была обеспечить его беспроблемное принятие, так как в бытность главой ведомства Виктор Зубков заявлял о необходимости установления всеобъемлющего контроля за сделками с наличностью.
Согласно законопроекту контролироваться должны все «операции клиента, при которых используются наличные денежные средства и если сумма, на которую операция совершается, равна или превышает 600 тыс. руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 тыс. руб., или превышает эту сумму». Все эти сведения планируется переправлять в электронную базу данных, которую используют для расследования дел об отмывании денег или финансировании терроризма. Впрочем, широта полномочий, которые по законопроекту получали контролирующие ведомства – Росфинмониторинг и Центробанк, и стала предметом недовольства думцев. Как сообщил «НГ» зампред банковского комитета Госдумы Павел Медведев, под действие закона в этой редакции попадают все сделки свыше 600 тыс. руб., тогда как ранее отслеживались только некоторые операции.
Целесообразность всего этого сомнительна не только думским единороссам, но и многим экспертам. Так как под автоматический контроль финразведки должны попасть не только покупка не самой дорогой иномарки или практически все операции по покупке недвижимости в городах, но и операции по открытию депозитов и уплате налогов и таможенных сборов, что в совокупности грозит утопить Росфинмониторинг в вале стекающейся к нему информации. «Это перебор, поэтому такие поправки не очень эффективны. Мы слишком часто по формальным причинам собираемся задействовать Росфинмониторинг, – сказал Павел Медведев. – В других странах проверяют только подозрительные операции».
Ранее, напомним, замминистра финансов Сергей Шаталов заверял, что круг организаций, с которых будет требоваться информация о сделках, будет ограничен банками, страховыми компаниями, риелторами и нотариусами. Но по факту получилось, что перечень таких организаций вообще не определен. То есть контролеры будут требовать информацию со всех, с кого захотят.
При этом, как считает руководитель юридического департамента «Вегас-Лекс» Максим Черниговский, «эффективность практики контроля за доходами граждан в России и за рубежом в целях борьбы с терроризмом, против чего изначально направлен закон, близка к нулю, так как террористы пользуются своей альтернативной финансовой сетью, не связанной с банковскими и другими институтами». Другое дело, что у властей появится дополнительный рычаг воздействия как на участников рынка, так и непосредственно на налогоплательщиков, поскольку при желании «можно будет придраться практически к любой финансовой операции». «В результате банки вынуждены будут приостанавливать операции, а граждане должны будут объяснять Росфинмониторингу, откуда у них эти деньги, даже если они появились от продажи предыдущей машины, – сказал Максим Черниговский. – Это очередное административное наступление на рынок».