Россия все успешнее диктует зарубежным партнерам ценовые условия даже тогда, когда они противоречат ранее взятым обязательствам. Вчера близкий к китайской компании CNPC источник сообщил о том, что концерн готов смириться с требованием «Роснефти» повысить цену на поставляемую в Китай нефть несмотря на то, что в конракте она зафиксирована на уровне 2004 года. И это не единственный такой пример.
По сообщениям информагентств, президент госкомпании «Роснефть» Сергей Богданчиков в начале июля направил письмо президенту CNPC Цзянь Цземиню, в котором предупредил коллегу о возможности досрочного прекращения контракта по поставкам нефти из-за их экономической невыгодности. Китайская сторона ответила оперативно и вчера заявила о готовности рассматривать предложения «Роснефти» о пересмотре в сторону увеличения цены на нефть. Как сообщил Интерфаксу близкий к корпорации информированный китайский источник, «китайская сторона понимает, что при нынешней высокой мировой цене на нефть «Роснефть» теряет прибыль на поставках в Китай, и мы готовы к тому, чтобы обсуждать вопрос о некотором повышении цен, зафиксированных в контракте от декабря 2004 года». Вместе с тем, по его словам, «положительное решение данного вопроса будет зависеть от того, сколько запросит российская компания». «Мы стремимся к тому, чтобы данная проблема была урегулирована до конца 2007 года, – отметил источник. – Для этого в ноябре ожидается прибытие в Пекин президента «Роснефти» Сергея Богданчикова. Мы рассчитываем на то, что российская сторона учтет, что в 2004 году контракт был необходим в первую очередь ей, когда CNPC сделала предоплату за предстоящие поставки, хотя такая форма и не принята в мировой практике нефтяных сделок. Мы тогда, говоря откровенно, выручили «Роснефть», теперь же, когда Китай несет серьезные затраты на импорт нефти, надеемся на понимание со стороны российских партнеров».
Напомним, что по заключенному контракту китайская корпорация предоставила российскому партнеру предоплату в 6 млрд. долл. Было оговорено, что «Роснефть» поставит до 2010 года 48,4 млн. тонн нефти. Тогда эти средства были необходимы «Роснефти» для покупки обанкротившегося «Юганскнефтегаза», а о том, что мировые цены на нефть могут вырасти, судя по всему, мало кто задумывался. Вчера в «Роснефти» отказались сообщить «НГ», была ли предусмотрена в контракте возможность пересмотра цен и грозит ли такой вариант штрафами и неустойками. По словам представителя пресс-службы, эти положения контракта составляют коммерческую тайну. «В любом случае «Роснефть» намерена выполнить все взятые на себя обязательства», – заявили в пресс-службе.
По мнению опрошенных «НГ» экспертов, желание «Роснефти» пересмотреть зафиксированные в контракте цены понять несложно. «В 2004 году, когда подписывался контракт с CNPC, средняя цена российской нефти составляла около 40 долларов за баррель. Сегодня же цены выросли более чем на 75%, и продавать нефть по старым ценам явно невыгодно, – отмечает директор департамента Due Diligence компании «2К Аудит» Александр Шток. – Но проблема в том, что в 2004 году с китайской компанией был заключен фьючерсный контракт, который зафиксировал цену на нефть. С этой точки зрения CNPC вправе требовать от «Роснефти» исполнения договоренностей. Разрыв такого контракта по инициативе российской компании может серьезно сказаться на ее репутации». По словам эксперта, в мире обычно не практикуется пересмотр фьючерсных контрактов, которые как раз и гарантируют цену на товар вне зависимости от конъюнктуры рынка. «К тому же стоит отметить, что пятилетний фьючерсный контракт, который заключен с CNPC, большая редкость, поскольку договора на такой длительный срок обычно не заключаются, – напоминает Шток. – Контракт с CNPC говорит о том, что «Роснефть» ошиблась в экономических прогнозах».
Данную позицию разделяет и старший аналитик компании «Антанта-Капитал» Тимур Хайруллин, который отмечает, что фьючерсный контракт может быть пересмотрен только по обоюдному соглашению сторон. «Впрочем, учитывая, что идет переговорный процесс, можно надеяться на то, что стороны сумеют договориться». Эксперты считают, что CNPC скорее всего доплатит за российскую нефть, но по сниженным тарифам.
Ситуация, в которой оказалась «Роснефть», для российской истории не нова. Еще в 1998 году все российские банки из-за дефолта и четырехкратного падения курса рубля перестали выполнять обязательства по фьючерсным валютным контрактам, объем которых оценивался почти в 20 млрд. долл. Попытки решить конфликт через суды результата не дали, поскольку российские судьи трактовали фьючерсы и опционы как необязательные к исполнению сделки-пари. Та ситуация нанесла серьезный удар по репутации за рубежом российских контрагентов, и долгое время никто не решался повторять такие финты, дабы окончательно не утратить доверие. Однако со временем отношение к обязательности исполнения условий контрактов перед зарубежными партнерами изменилось.
Широкую огласку получил фактический срыв российско-индийского контракта на ремонт и модернизацию авианесущего крейсера «Викрамадитья» (бывший «Адмирал Горшков»), который был заключен в январе 2004 года. Первоначально стороны договорились, что индийская сторона заплатит по контракту 750 млн. долл. Однако позже российская сторона заявила, что сумма контракта занижена и исполняющее его предприятие «Севмаш» не сможет уложиться в обозначенную в контракте сумму при ремонте и модернизации корабля. В результате работы были затянуты, а Индия под угрозой непоставки крейсера вынуждена была заявить о том, что рассматривает возможность дополнительного финансирования достройки авианосца.