Мораторий на рост цен на продукты питания для самых незащищенных слоев населения пролонгируют как минимум до конца марта будущего года. О такой возможности вчера открыто сообщил глава одного из крупнейших производителей и переработчиков продовольствия – компании «Вимм-Билль-Данн» Давид Якобашвили. Таким образом, полностью оправдываются предположения «НГ» о том, что замораживание цен на некоторые виды продовольственных товаров будет продлено как минимум до президентских выборов (см. «НГ» от 25.10.07).
«Есть определенная договоренность, что мы можем продлить мораторий еще на какое-то время, возможно, на два месяца», – заявил Якобашвили.
Напомним, что соглашение о замораживании цен на товары низкой ценовой категории, пользующиеся спросом у малообеспеченных слоев населения, в конце октября подписали крупнейшие торговые сети и производители. Участники договорились заморозить цены на белый и черный хлеб, подсолнечное масло, яйца, 1-процентный кефир и молоко жирностью не менее 1,5%. Производители обязались зафиксировать отпускные цены по состоянию на 15 октября, а ритейлеры – снизить торговую наценку на эти продукты до 10%. Эта мера должна была смягчить последствия резкого скачка инфляции в сентябре–октябре для наиболее малообеспеченных слоев населения. Обеспокоенные ростом цен накануне декабрьских выборов в Госдуму власти фактически принудили производителей и ритейлеров принять отнюдь нерыночные решения по сдерживанию роста цен в низкобюджетном продовольственном сегменте. Зато производителям и переработчикам продовольствия были развязаны руки для возмещения потерь от такой заморозки цен за счет их более быстрого повышения в более дорогих ценовых сегментах.
Срок окончания действия моратория – 31 января 2008 года – изначально вызывал недоумение. Было сомнительно, что чуть более чем за месяц до президентских выборов власть откажется от самого доступного для нее способа сдерживания цен на потребительском рынке для самых малообеспеченных. И вчера Якобашвили признал, что принципиальные договоренности продлить мораторий давно существуют. Вместе с тем логично предположить, что действие моратория на рост цен на продукты питания низкой ценовой группы будет продлено и после марта. Нельзя забывать, что за выборами президента следует инаугурация нового главы государства и правительству не позволят отпускать «на волю» цены до июня, а то и до августа–сентября, чтобы происходящее не подрывало рейтинг вновь избранного главы государства.
По мнению замдиректора Межведомственного аналитического центра Юрия Симачева, не исключено, что мораторий может быть продлен и далее, например на полгода. Впрочем, производители продовольствия сейчас не решаются перечить такой политике властей. «Campina поддерживает любой экономический механизм, который ограничивает рост цен на основные продукты, например молоко, до разумных пределов», – заявил «НГ» гендиректор крупного производителя молочных изделий компании Campina Роберт Стейтскамп.