На открывшемся вчера в Риме XX Всемирном энергетическом конгрессе (WEC-2007) Россия впервые представляет единую экспозицию. В форуме участвует и «Газпром», претендующий за счет долгосрочных контрактов занять треть рынка ЕС. Эксперты считают эти планы завышенными и ведущими к внутреннему дефициту.
Нынешний энергетический форум, который проводится раз в три года, позволит «Газпрому» еще раз подтвердить свои амбиции на укрепление собственных позиций за рубежом. Не случайно зампред правления компании Александр Медведев накануне WEC-2007 выступил с заявлением о том, что существующие долгосрочные контракты позволят компании увеличить долю на рынке стран Евросоюза с 26 до 33%.
Согласно существующим планам, в 2007 году «Газпром» должен поставить по долгосрочным контрактам в страны дальнего зарубежья 147 млрд. кубометров газа, в основном – в государства Евросоюза. Медведев не скрывает, что, несмотря на переговоры о поставках газа в Китай и Корею, именно европейский рынок является сегодня для компании самым важным и останется таковым в обозримом будущем.
Эксперты не ставят под сомнение этот тезис, однако расходятся в оценке способности «Газпрома» реализовать амбициозные планы в отношении Европы, обеспечив при этом стабильность поставок газа на внутреннем рынке. Например, аналитик ИК «Тройка Диалог» Валерий Нестеров объясняет западный вектор экспансии нашего газового монополиста тем, что в России огромные запасы природного газа – до 48 трлн. кубометров, и все существующие стратегии предусматривают рост добычи газа с 640–650 млрд. кубометров в год до 800–850 млрд. кубометров.
Заключение долгосрочных контрактов, по мнению эксперта, выгодно «Газпрому» в связи с тем, что требуются серьезные инвестиции в реализацию проектов по разработке новых месторождений углеводородов. «И нужно быть на 100% уверенным, что спрос будет и что инвестиции окупятся», – отметил Нестеров. Он с оптимизмом оценивает прогноз увеличения присутствия «Газпрома» на рынке ЕС до 33%, который с учетом поддержки государства будет успешен в реализации своих проектов в Европе. В то же время он признает наличие проблем на внутреннем рынке России. Западные специалисты предупреждают о вероятности дефицита газа, однако, как считает Нестеров, не все так критично: «Краткосрочные проблемы в энергобалансе есть, но ресурсов для их решения достаточно».
Ему оппонирует партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. По его оценкам, до 2015 года объемы добычи газа в России практически не вырастут. В западных федеральных округах прогнозируется рост всего на 3 млрд. кубометров газа. Если получится ввести в эксплуатацию Штокмановское месторождение, то прибавка составит еще 32 млрд. кубометров газа, но даже этого будет мало. «Дефицит может составить 10–15 млрд. кубометров», – заявил Крутихин. В этом случае неизбежны перебои с поставками газа на внутренний рынок, и, чтобы предотвратить социальную напряженность, придется перекрывать задвижки на экспортных трубах, срывая тем самым выполнение обязательств по долгосрочным контрактам.
Кроме того, Крутихин сомневается в способности «Газпрома» закрепиться на трети рынка ЕС. По прогнозам немецкого партнера «Газпрома» – компании «Е.ON Ruhrgaz», которую трудно заподозрить в предвзятости, доля российской компании на европейском рынке к 2015 году должна снизиться с сегодняшних 26–27% до 22%, что совпадает с оценками Московского института энергетической стратегии. Российские ученые полагают, что спрос на наш газ в Евросоюзе через восемь лет не превысит 179 млрд. кубометров. Учитывая, что сейчас в Европу экспортируется до 168 млрд. кубометров, эту прибавку нельзя считать существенной.