Глава Gasunie Марсел Крамер (слева) и руководитель «Газпрома» Алексей Миллер обменялись подписями и активами.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Проект прокладки газопровода Nord Stream, реализацию которого в последнее время неоднократно тормозили как вопросы его маршрута, так и юридические проблемы, получил серьезную поддержку. Вчера в Кремле в присутствии президента России Владимира Путина и премьер-министра Нидерландов Яна Петера Балкененде было подписано соглашение о присоединении к проекту голландской компании Gasunie.
Соглашение, подписанное главой «Газпрома» Алексеем Миллером и руководителем Gasunie Марселом Крамером, предусматривает передачу голландской компании 9% в проекте Nord Stream. Доля голландцев будет сформирована за счет немецких партнеров – компаний Wintershall и E.ON, – которые отдадут по 4,5%. Сам «Газпром», в свою очередь, получит 9% в проекте Balgzand Bacton Line (BBL) – морском газопроводе мощностью 20 млрд. куб. м, соединяющем Нидерланды и Великобританию.
Впрочем, как единодушно отмечают эксперты, главные дивиденды от вхождения голландцев в проект газопровода, стоимость которого оценивается в 5 млрд. евро, имеют в своей основе не столько инвестиционный, сколько политический характер, учитывая нежелание Эстонии допустить исследования морского дна в месте предполагаемого маршрута и недавно возникшие проблемы с германским законодательством.
«Gasunie специализируется на хранении и транспортировке газа, так что такой партнер явно не помешает Nord Stream AG, поскольку голландская компания гарантирует доставку газа до конечного потребителя, – считает управляющий партнер компании «2К Аудит – Деловые консультации» Иван Андриевский. – Кроме того, ввиду существующей неопределенности в Европе относительно транспортировщиков и поставщиков газа в частности и энергобезопасности в целом такой партнер может стать тем звеном, которое позволит обойти юридические препятствия на пути к конечному потребителю. В частности, в конце октября у Nord Stream AG возникли определенные сложности с германским законодательством, так как на территории страны действует положение, согласно которому должен быть обеспечен доступ к трубе третьих организаций. «Gasunie как раз и станет этой самой «третьей организацией», которая позволит обойти подобные барьеры, – уверен эксперт. – Кроме того, «Газпром» за долю в Nord Stream AG может рассчитывать на получение доступа к энергетическим проектам в Нидерландах, что, собственно, и произошло...»
Как заявил «НГ» руководитель аналитического управления ИК «Велес Капитал» Михаил Зак, присоединение еще одного участника – безусловный плюс для проекта. «Как минимум Gazunie разделит риски, а как максимум – разделит финансовую нагрузку с другими компаниями, поэтому все стороны останутся в выигрыше, – заявил аналитик. – А для «Газпрома» это еще один партнер, который будет поддерживать позицию российского газового монополиста в вопросе поставок газа в Европу». При этом, как отмечает эксперт, все еще не исключено присоединение к проекту компаний и из других западноевропейских стран. «Другое дело, что «Газпром» будет стараться сохранить за собой контроль и, конечно, бесконечное участие других партнеров невозможно, – предполагает Михаил Зак. – Но не исключаю, что что-то еще может измениться».
При этом, как считают аналитики, присоединение еще одного участника не должно отразиться кардинальным образом на сроках реализации проекта, несмотря на тот факт, что вчера же было заявлено о некоторых сдвигах в сроках – на полгода откладывается реализация и на два месяца – поставка газа. «Необходимые согласования могут немного притормозить некоторые этапы, но, с другой стороны, появление нового партнера может даже ускорить весь проект в целом», – резюмировал Михаил Зак.