Погрязшая в проблемах Alitalia снова под прицелом менеджеров «Аэрофлота».
Фото Reuters
Авиакомпании из России стремятся чуть ли не любой ценой получить контроль над европейскими авиаперевозчиками и маршрутами. Вчера гендиректор «Аэрофлота» Валерий Окулов открыто заявил, что его компания, контрольный пакет акций которой находится у государства, «интересуется всеми европейскими перевозчиками» и до 10 ноября планирует окончательно определиться в вопросе относительно своего участия в конкурсе на покупку госпакета акций итальянского национального авиаперевозчика Alitalia.
Окулов также напомнил, что «Аэрофлот» ранее проводил предварительные консультации по вопросу участия компании в приватизации чешского авиаперевозчика Czech Airlines (CSA), однако окончательные условия продажи авиакомпании чешским правительством пока не сформулированы. С учетом озвученного в мае интереса «Аэрофлота» к 75%-ному пакету сербской авиакомпании JAT Airways и покупки в январе российской Аir Bridge венгерской авиакомпании Malev Европа оказалась перед лицом масштабной экспансии на свой рынок российских авиаперевозчиков.
История с попыткой приобретения россиянами 49%-ного госпакета акций прославившейся на всю Европу убыточностью и непримиримыми и требовательными профсоюзами Alitalia началась еще в апреле, когда «Аэрофлот» объявил о намерении принять участие в тендере в альянсе с банком UniCredit. Однако в результате цена, которую запросили итальянцы – около 3 млрд. евро, – и дополнительные требования к приватизации заставили российскую компанию 27 июня официально заявить о выходе из борьбы.
Еще в мае «Аэрофлот» подготовил «запасной аэродром» на случай неудачи с итальянцами, заявив об интересе к 75%-ному пакету сербской авиакомпании JAT Airways. У которой, кстати сказать, проблем накопилось не меньше, чем у Alitalia: долги, необходимость обновления авиапарка и т.д. Зато и цена входа на европейский рынок была бы существенно более низкой. Впрочем, и сегодня «Аэрофлот» не сильно рассчитывает на успех и пока ограничивается лишь общими заявлениями. «К середине ноября Alitalia должна определить партнера, – отметил Валерий Окулов. – Мы примем решение по участию в приватизации до 10 ноября». К тому же и противники у него довольно серьезные: Air France-KLM Group, Deutsche Lufthansa, американская инвесткомпания TPG Inc., итальянская частная авиакомпания Air One и группа инвесторов во главе с итальянским бизнесменом Антонио Балдассаре.
Опрошенные «НГ» эксперты по-прежнему считают сомнительным экономический эффект от приобретения столь проблемного актива, коим является сотрясаемая забастовками персонала Alitalia. «Alitalia – один из худших авиационных активов в Европе, – уверен аналитик ИК «Финам» Владимир Сергиевский. – Но для «Аэрофлота» в отличие от остальных европейских компаний-претендентов ее покупка дает выход на европейский рынок. Собственно, это единственная цель». На снижение долговой нагрузки, обновление парка и разработку мер по выходу из кризиса потребуются существенные средства – не менее 1 млрд. евро. В связи с этим, несмотря на все преимущества, которые может дать покупка в будущем (расширение клиентской базы, доли на рынке и т.д.), на сегодняшний момент – это негативная новость для компании. «Аэрофлот» изначально идет на покупку очень плохого актива, – считает Сергиевский. – Его цена и стоимость, на мой взгляд, неоправданно высоки. С другой стороны, покупка более мелкого актива – дело менее затратное, но это и более долгий путь по завоеванию рынка».
По мнению аналитика компании «БрокерКредитСервис» Анастасии Ждановой, наиболее вероятным приобретателем Alitalia сегодня считается Air France-KLM, которая является наиболее желательным партнером для итальянской стороны. «Но если переговоры на этот раз будут идти не о цене, а о разработке наиболее взаимовыгодного соглашения, то есть если итальянская сторона поколебалась, но идет вперед навстречу инвесторам, то, действительно, этот актив представляет для «Аэрофлота» определенный интерес, – предполагает эксперт. – Однако, на наш взгляд, для «Аэрофлота» было бы гораздо менее затратным и рискованным расширять свое присутствие в Европе путем приобретения, например, сербского авиаперевозчика JAT Airways. К тому же, как отметил в беседе с «НГ» замгендиректора Международной ассоциации руководителей авиапредприятий (МАРАП) Владимир Захаров, «Аэрофлоту» придется впоследствии компенсировать ее огромные долги и убытки поглощаемой компании. «Я думаю, что не сегодня, так завтра-послезавтра «Аэрофлот» будет вынужден компенсировать эти траты, а это отразится и на пассажирах, – считает Захаров. – К тому же выход «Аэрофлота» на международный рынок и сегодня достаточно широк».