Участники российского топливного рынка в ближайшие несколько дней намерены обратиться к правительству с просьбой заморозить оптовые цены на бензин по всей стране. За последние полмесяца они уже выросли настолько, что рентабельность независимых заправщиков снизилась до критической отметки. По мнению экспертов, если подобная тенденция сохранится, то будет неизбежен рост розничных цен на топливо, что грозит новым инфляционным витком.
Эксперты считают, что рост цен на топливо вызван сокращением на внутреннем рынке свободных объемов нефтепродуктов: при высоких ценах на "черное золото" нефтяные компании предпочитают увеличивать экспорт.
"Мы намерены обратиться к правительству, чтобы оно приняло меры по сдерживанию роста оптовых цен на бензин. Ведь повышение оптовых цен уже в ближайшее время приведет к росту цен на АЗС ≈ нынешние цены заставляют розничных операторов работать с нулевой рентабельностью", цитирует РБК daily президента Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олега Ашихмина.
Рост оптовых цен на нефтепродукты можно проследить по всей стране. Исходя из данных мониторинга цен, проведенного информационным центром "Кортес", с начала октября средние по России цены на бензин А-76 и АИ-80 повысились на 2,3%, АИ-92/93 ≈ на 4,3%, АИ-95/96 ≈ на 2,7%, АИ-98 ≈ на 0,6%, летнее дизельное топливо ≈ на 5,8%. При этом только за неделю с 19 по 26 октября автобензины в России подорожали на 1,83%, летнее дизтопливо ≈ на 4,31%. Директор по развитию и маркетингу "Кортес" Павел Строков выразил уверенность в том, что идея замораживания оптовых цен на нефтепродукты не найдет понимания у крупных компаний, "это проблема только независимых трейдеров".
В свою очередь, чиновники говорят об отсутствии дефицита бензина и пока не собираются предпринимать каких-либо действий. Так, заместитель начальника отдела таможенных платежей Министерства финансов Александр Сакович уверен, что "при отсутствии дефицита на рынке не стоит вмешиваться". "Любое необоснованное ограничение цен ведет к нарушению нормальной хозяйственной деятельности предприятий", - отметил эксперт.
Следует отметить, что негативные примеры вмешательства властей в вопросы ценообразования уже имели место. В начале весны 2005 года на Украине был ограничен рост цен на бензин, что в итоге привело к дефициту бензина, а ограничения все равно пришлось снять. Аналогичная ситуация была в начале 1990 годов в России и Польше.
Использована информация издания РБК daily.