Несмотря на растущую стоимость путевок, спрос на зимний отдых опережает предложение.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Туристическая поездка на Новый год к теплому ласковому морю или на альпийский курорт становится все более дорогим удовольствием. При общем подорожании туров за прошедший год на 10–15% цена праздничных продуктов выросла на треть, а то и наполовину.
Еще недавно Египет считался вполне бюджетным массовым направлением. Четыре года назад поездка на семью из четырех человек в пристойный четырехзвездочный отель на 10 дней новогодних каникул обошлась мне примерно в 1800 долл. Причем по системе «все включено», а в стоимость путевки вошло еще и празднование самого Нового года. Сегодня подобный тур стоит почти 4 тыс. долл. Какой уж тут бюджетный отдых! По признанию туроператоров, в целом за последний год цены на путевки выросли на 10–15%, что соответствует инфляции. Правда, они оговариваются, что это не касается пиковых сезонов – к таким и относятся новогодние каникулы. По их словам, нет ничего удивительного, что новогодние туры так дороги – слишком высок спрос. Интерес россиян к зимнему отдыху за рубежом растет, а туры на популярные направления раскупаются с лета. По данным Ростуризма, выезд россиян за рубеж в первом полугодии 2007 года, когда львиную долю составляют именно зимние поездки, увеличился на 31,3%. На начинающийся зимний сезон туроператоры ожидают нового притока туристов, что разогревает их ценовые аппетиты. Не важно, что перелет и отели на месте либо не подорожали, либо подорожали на считанные проценты. Благосостояние россиян растет, в 2007 году, по данным Росстата, зарплаты выросли почти на четверть, что ведет к увеличению спроса на отдых за границей и в самой РФ. Надо учесть и праздничные дни.
«Ценовая политика туроператоров поменялась примерно два года назад, когда в стране отменили майские праздники и узаконены новогодние каникулы. Спрос на новогодние туры колоссальный, и он растет. Мы не можем его удовлетворить, хотя каждый год поднимаем все больше самолетов по самым массовым направлениям. Этот спрос невозможно сбалансировать и за счет переноса туров на другие даты», – сообщил журналистам на пресс-конференции, посвященной предстоящему зимнему сезону, президент компании «Натали Турс» Владимир Воробьев. Повышенный спрос – главный стимул для роста цен, ведь ценовая политика туроператоров строится в зависимости от рынка. «Например, в межсезонье тур может обойтись значительно дешевле. Так, в Таиланд в начале ноября можно найти предложения и за 500 долларов, тогда как только себестоимость авиаперелета в эту страну обходится компании в 650 долларов», – уточнил Владимир Воробьев.
По словам пресс-секретаря Российского союза туриндустрии Ирины Тюриной, в этом году планируется увеличить полетные программы на массовые направления. Например, в зимний Египет – на курорты Хургада и Шарм-эш-Шейх – предусмотрено увеличение полетных программ на 50% по сравнению с прошлым годом. Сразу три крупных оператора рассматривают возможность поставить чартерные программы на египетский курорт Марса-Алам, мало раскрученный на российском рынке. «Но и цены на Египет нынешней зимой поднимутся, – уточняет она. – В основном за счет роста цен на топливо и из-за увеличения доли в чартерной перевозке западных воздушных судов, обслуживание которых обходится дороже. Кроме того, в октябре египетские аэропорты повышают сбор за авиационное обслуживание на 4 доллара с билета. А потом, возможно, последует еще одно повышение – в начале ноября. В общем, стоимость турпакетов возрастет процентов на 15». Некоторое, но незначительное повышение цен, по ее словам, ожидается и на туры в экзотические страны, такие как Таиланд.
По признанию самих туроператоров, на эти зимние каникулы москвичам вряд ли удастся купить тур в Египет дешевле 1000 долл., а в Таиланд дешевле 1800. По словам Владимира Каганера, генерального директора компании TEZ TOUR, особенно дорожают в этот период предложения в отели премиум-класса и перелеты бизнес-класса. Тем не менее, по его словам, именно эти туры раскупаются раньше всего, к началу ноября, как правило, остаются лишь единичные предложения на Новый год такого класса. Правда, высокие цены – это еще не гарантия, что вы попадете именно в тот отель, который забронировали. Избавиться от овербукинга, по признанию самих туроператоров, невозможно. Этому, конечно, может способствовать практика квотирования мест в отелях, предоплата, но тут все-таки многое зависит, по словам Владимира Каганера, от личных взаимоотношений туркомпании и владельцев отеля.
Зато, по утверждению туроператоров, жителям регионов год от года все проще улететь на Новый год на зарубежные курорты. Конкуренция побуждает крупные туристические компании активнее выходить в регионы. Сегодня уже существуют прямые рейсы на многие курорты из Екатеринбурга, Челябинска, Перми, Новосибирска, Омска, Нижнего Новгорода. Это позволяет туркомпаниям снижать затраты на авиаперевозку и соответственно стоимость самого тура. Правда, и тут есть проблемы. Снижению стоимости авиаперевозок в регионах пока мешает монополизм местных аэропортов. «Вокруг аэропортов в регионах сложился пул авиакомпаний, которые держат цены и не пускают новых перевозчиков. Аэропорты необходимо отделить от авиаперевозчиков, и Росавиация уже занялась этим», – сообщил директор по связям с общественностью авиакомпании «Трансаэро» Сергей Быхал. Что же касается ссылок на дороговизну топлива, то пока, по его словам, этот рост незначительный – около 15% за год. Значительно больше увеличились затраты авиакомпаний на аэропортовое обслуживание, на авианавигацию. Тем не менее он утверждает, что перелеты эконом-класса подорожали за год в среднем на 9–11%. «Мы не видим оснований для более существенного подорожания, если, конечно, не будет расти в цене топливо», – заявил он.
В целом этот год оказался для турбизнеса непростым – с 1 июля начало действовать новое туристическое законодательство, а все туроператоры должны были в срочном порядке обзаводиться финансовым обеспечением на случай невыполнения ими взятых перед клиентами обязательств. Для компаний, продающих туры только по России, банковские гарантии составили 500 тыс. руб., а для тех, кто работает с зарубежными направлениями, – 5 млн. руб. По мнению главы «Натали Турс», принятие закона пошло на пользу рынку и способствовало развитию здоровой конкуренции. К тому же, по мнению экспертов, с рынка ушли неработающие компании. Так, до 1 июля было выдано около 10 тыс. лицензий, а на сегодняшний день в едином федеральном реестре Ростуризма зафиксировано около 4,5 тыс. туроператоров.
Впрочем, нельзя не отметить, что такое сокращение в чем-то поспособствовало росту цен – с рынка ушли демпинговавшие компании, что на отдельных направлениях снизило конкуренцию.